Освоение Верхне-Томского карстового спелеоучастка

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Пока вся страна еще только начинает входить в глубокий 10-ти дневный запой, 2-го января уже этого года мы пакуем мешки, и неспешно выдвигаемся в пока неизвестном нам направлении п. Нанхчул, респ. Хакасия.

Состав участников:

Когодеева Ирина, Слинкина Ольга, Нагирный Александр, Гильц Дмитрий, Васильев Александр, Баранихин Алексей.

Маршрут:

Старт Финиш Маршрут Расстояние, км

02/01/2009 21:00

03/01/2009 07:00

г.Красноярск – п. Нанхчул

670

03/01/2009 09:00

04/01/2009 10:00

п. Нанхчул – дневка (выпили, закусили, спать, и снова выпили, закусили, спать)

04/01/2009 11:30

05/01/2009 01:30

п. Нанхчуль – пещера имени Королева – п. Нанхчул

8 (на земле, под землей неизвестно)

05/01/2009 13:00

05/01/2009 21:00

п. Нанхчуль – д. Бирикчуль – пещера Зимняя – п. Нанхчул

8,6 + 42 (до д. Бирикчуль и обратно)

06/01/2009 12:30

06/01/2009 19:30

п. Нанхчуль – пещера Кузнецкая – п. Нанхчул

5,4

07/01/2009 11:00

07/01/2009 23:00

п. Нанхчул – г. Красноярск

670

Томский карстовый участок – не топтаные нашими ногами пещеры.

В 22.00 экипажи обоих автомобилей встречаются на посту ДПС п. Емельяново, перетасовывают багаж и с полными баками топлива для машин и энергетического напитка для водителей выдвигаются в путь.

Дорога водителей порадовала практически полным отсутствием как встречных так и попутных автомобилей. К 7.00 утра с учетом плотного не то позднего ужина, не то очень раннего завтрака в кафе на 308 км. трассы Красноярск – Абакан оба экипажа добрались до точки назначения п. Нанхчул.
Покатавшись по деревне которая в это время еще не подавала признаков жизни было решено -37вздремнуть до рассвета, а потом продолжить поиски жилья. Около 9.00 когда все окончательно замерзли спать в машинах (оказывается на улице в этот момент было -37!) начался объезд улиц деревни заново. На этот раз нам очень повезло, остановились у одного из домов (а там их всего 5 штук) хозяин которого охотно проводил нас к месту нашего проживания. В соседнем доме на новогодние каникулы остался один из работников железнодорожной бригады (Андрей) который с удовольствием приютил нас.
В этот раз условия проживания у нас оказались просто царские: теплый дом, каждому отдельная кровать (при желании с постельным бельем), электрический чайник, и даже телевизор (хоть и показывает только 1-ый канал)! Мы быстренько распаковали вещи и проследовали на кухню, где мама Ира уже во всю готовила завтрак (а Саша уже развел первую порцию спирта). Плотненько выпив и закусив сделали попытку чтения описания пещер и подходов к ним. Попытка не удалась, все рухнули спать.
Проснувшись все снова проследовали на кухню, где мама Ира опять во всю готовила но теперь уже ужин (а Саша развел новую порцию спирта). И началось! Бухара, еда, песни, пляски… Так и наступала ночь.
Встали достаточно рано (плачевных последствий вчерашней гулянки ни у одного тарбагана не наблюдалось), и практически сразу начали сборы в первую пещеру «им. Королева».
В двенадцатом часу нацепив на себя мешки выдвинулись (далее по тексту будет использоваться описание заимствованное с сайта абаканских спелеологов и новосибирских диггеров, за что им огромное спасибо).

«Надо перейти речку Портал на левый берег и идти по укатанной дороге вниз вдоль речки по направлению поезда. Не доходя первого мостика, с дороги следует свернуть налево в первый же (и единственный) лог, вверх по логу видны достаточно высокие скальные выходы известняка. По дну лога идёт старая лесовозная дорога».
Дорога до пещеры идет сначала вверх по Горелому логу (по GPS от деревни до начала лога 1,1 км., старая лесовозная дорога просматривается хорошо даже зимой, которая проходит по этому логу).
«После того как подъём начинает выполаживаться, направо есть заросший отворот, игнорируем его.»
снега поколеноНа самом деле выполаживаться она начинает гораздо позже! Тропы нету, снег достаточно глубокий от «до колена» и глубже (хотя местные сказали, что снега очень мало).

«Ещё одна развилка после окончания подъёма, надо сворачивать налево, по менее накатанной дороге. Некоторое время дорога идёт по ровному плато, выходит на обширную поляну и подходит к Сухому Логу. Он справа, в лесу, по дну течёт ручей. Главное не сворачивать с дороги слишком рано в непролазные заросли кустов. Тропинки к пещерам фактически не видно, она сильно заросла. В полсотне метров от дороги, в правом борту Сухого Лога находится п.Туманная. Рядом следы стоянок, заросшие бревенчатые нары. Вверх по ручью ведёт тропа к п.им. Королёва, до неё метров сто. Вход в пещеру на другом, левом берегу, буквально в трёх метрах от воды.»

По горелому логу надо подняться почти до самого верха (по ГПС 1,8 км. от дороги). По нашему снегу неплохим ориентиром являются деревянные столбики по пути слева, это и есть уже практически конец подъема (но все же еще немного вперед пройти надо будет). Поднявшись еще маленько подъем практически сходит на нет и появляется достаточно Туманнаяширокая просека на лево, нам как раз туда. Далее следуем по этой просеке до поляны сневысоким молодым кустарником. Эту поляну проходим прямо до того момента пока не начинается спуск и лес не начинает подступать снова. Здесь можно уже начинать траверсвправо вниз к сухому логу (мы же начали в этом месте спуск «не траверсом» и вышли к пещере Туманная, а от нее уже продолжили траверсом к пещере им. Королева).
«Вход в пещеру располагается под нависающим растрескавшимся скальным выходом, который выглядит несколько непрочным.»
Скальник виден из под снега даже зимой, мимо пройти сложно, только сам вход в пещеру практически закрыт снегом (надув) и остается только маленькая щель между скальником и Входснегом, подходить надо аккуратно и обрушить снег вниз. После этого вы увидите начало спуска.
«Вниз ведёт неширокий спуск ~5 м, укреплённый брёвнами, и выводит в вертикальный камин ~7 м в мощном тектоническом разломе, уходящем вдоль лога. Внизу закреплена верёвка, уходящая в узость к уступчику ~2 м, особой необходимости в ней нет.»
Зимой спускаться достаточно неприятно. Вниз идет достаточно сильный ток воздуха, стены покрыты изморозью, перчатки (мы ходим с обыкновенных рабочих перчатках) к моменту спуска до узости промокают и начинаю примерзать к стенкам.
«Выходим в расширение. Дальше нужно пролезть в неширокую дырку под тот ход, которым пришли, и выйти в небольшой наклонный зал. От дырки на 5-7 метров вниз под ногами по полу идёт монолитный блок, изборождённый каррами. Метрах в трёх от дырки и до основания блока есть несколько альтернативных входов в завал под правую стенку.»
КаррыНа этом участке необходимо начать уходить вправо (есть действительно несколько вариантов прохода) практически сразу после того как вы спустились с блока изборожденного каррами (не заметив это блок пройти не возможно), вниз по очевидному ходу спускаться не надо! Иначе вы попадаете в….
«Если их проскочить, то, спускаясь прямо вниз, можно выйти в гротик, под которым в камнях журчит ручей, а направо вверх стеночка ~3 м ведёт в древний тупиковый меандр с натёчкой. Также вниз уходят многочисленные тупиковые ходы в завале, а если забрать влево, то можно выйти в гротик с интенсивной капелью и ручьём.
Вернёмся ко входу в завал. От основания блока пролазим под правую стенку в расширение, тут лежит пень. Вниз под стенку идут ходы, но нужно лезть не под стену, а под завал, под висячий камень.

До пня доходить нет необходимость (не ищите его). Вход в завал начинается действительно под висячим камнем, который висит над продолжение блока который во входной части изборожден каррами. Одним из ориентиров, что вы попали под тот висячий камень, под который надо, будет служить капель с замороженным ручьем (мы то зимой там были). И в это место где течет ручей (ну не пройдете вы мимо него) лезть не надо, перед ручьем надо найти ход вправо или в лево а самое главное вниз!….
Если вы все таки стоите у пня: под стенку действительно лезть не надо (только для того чтобы убедиться что все ходы тупиковые, и их достаточно много). Если полусидя стоять лицом к коренной стенке вам надо уйти в право (и смотреть вправо), как только вы сможете выпрямиться в полный рост справа от вас будет тот самый монолитный блок и ход под висячий камень! (Примечание авторов. Этот ход мы искали часа наверно два, не меньше, излазилиабсолютно все возможные ходы. Совсем случайно отправили двоих человек под это самый висячий камень, сами того не подозревая. Пропали засланцы на долгого, и мы уже в мечтая что сейчас мы выйдем из этого подземелья и пойдем домой жрать вкусный разведенный Сашей спирт, и употреблять закуску мамы Иры услышали самое страшное: «Сюда, мы нашли ход!»).
Завал«Ход в завале довольно длинный и неочевидный, в верхней части возможны варианты. Ниже ход поворачивает вправо и подводит к коренной левой стенке, появляются потёртые камни, путь становится очевиднее. Ход оканчивается расширением с первыми следами глины, вниз ведёт каминчик ~3 м к траверсу над колодцем ~15 м. Траверс проходится в распоре, однако после первых 10 м есть страшное место, где надо перейти с правой стены на левую. Необходимы перила ~15 м, но нет крючьев.»
Ход очень не очевидный и в нем есть много вариантов! Главное не забирать сильно влево! А под конец хода вы должны идти вправо, уже вдоль коренной стены. Вы попадете в достаточно большое расширение в завале. У коренной стенки есть продолжение хода вниз (еще метра 2,5-3), и только потом начинается каминчик в 3 метра, который приводит к траверсу над колодцем. Следы глины действительно уже хорошопросматриваются.
КаминПервые 10 метров траверса над 15 метровым камином идутся пешком, страховка бесполезна, а главное абсолютно не нужна. В том месте где стенки камина раздвигаются, есть большое множество полочек на которые можно встать или опереться руками (и в общем-то переходить с одной стороны на другую не надо, достаточно вовремя опереться ногами в правую стенку а спиной в левую, и вы сразу увидите дальнейший путь движения).
Но если не хватает опыта (а на самом деле в любом случае лучше) первый (соответственно самый опытный и бесстрашный) проходит обвязанныйконцом веревки и организует страховку. Крючьев действительно нету, но с обеих сторон камина можно организовать страховку закрепив веревку за расклиненные камни (как мы и сделали).
Озерцо«После траверса ход простой и очевидный, старый меандр, сперва полого, а потом всё круче идёт вниз. В одном месте под ногами справа оказывается забавная полочка – глубокое гуровое озерцо, в другом стена меандра – спрессованная глина с галькой. В конце ход выпадает круто вниз в грот "Пирамида". Сверху справа налево по глыбам и гальке течёт ручей. За ручьём высится устрашающий клин высотой несколько метров из прессованной глины, гальки и глыб. Приспускаемся по осыпи вниз, огибаем клин, за ним течёт ещё один ручей. Ручьи текут в систему "Спасателей".
К сожалению, в систему спасателей мы не ходили, и описывать нам нечего.
«Немного проходим вверх и лезем в дыру под левую стену. Вниз по осыпи приходим к новому ручью в гроте "База". Спускаемся по речке, но вовремя сворачиваем вправо в сухой ход с плотной глиной на полу. Ход довольно длинный, идёт вверх-вниз, почти горизонтально, выводит в большой грот "Дюны".
В "Дюнах" налево идёт круто вниз глиняный склон. Направо вверх можно подняться и выйти на "перевал", чуть не доходя его слева выровненные площадки под базу, а за "перевалом" – течёт Натечинаречка. Если же, выйдя в "Дюны", идти по склону траверсом, на одном уровне высоты, пересечь грот, то просторной галереей выходим к гроту "Эхо". Перед гротом справа и слева озерца сглинистыми бережками. Грот очень высокий, с красивой белой натёчкой, вдоль неё из недопройденной трубы свисает верёвка.»

Как раз в этом месте и следует задержаться. Таких больших натечин, и настолько ярко белых наша группа еще не видела. Для сохранения оных требуется движение только по тропе!
«Из "Эха" идём галереей и залазим направо в окно. Висит верёвка, но и без неё элементарно ходится пешком.
Ходится то ходится, но скользко очень. По этому с удовльствием воспользовались веревкой. Грот с натечинамиПосле веревки ход ооооочень мокрый! Какой стороны не держись. В конце этого хода попадаем в маленький гротик богатый натечинами.
«Ход со сталагмитами, сталактитами и гурами ведёт через сыроватую горизонтальную узость к гроту "Мумми-Тролль". Вниз ведёт катушка, висит верёвка, но в ней нет особой необходимости. На 07.2004 дно грота залито водой, но по правой стенке можно пройти в резиновых сапогах. По показаниям очевидцев уровень воды летом может повышаться на 5 м.»
Хоть в веревке и нет нужды, но лучше ей воспользоваться, катушка очень скользкая, хоть на ней и есть очевидные полки. Зимой в гроте воды вообще нет.
«Из "Мумми-Тролля" поднимаемся вверх и выходим в очень большой зал "Андерграунд". Если идти прямо и не сворачивать, то упираешься в "Коммунистический тупик", тут кто-то копал горизонтальный шурф, рядом слеплена крепость метровой высоты, с большим количеством деталей.»

«Озеро в дальней части "Андерграунда", перед калибровкой "Час пик" на 06.2004 оказалось также разлившимся, с уровнем воды выше колена...»
В нашем случае озера вообще не было. В калибровку «час пик» мы легко попали по Час-Пикабсолютно сухому дну грота.

Калибровка «Час пик» это вовсе не кабировка (во всяком случае к таким калибровкам я привык, а я их терпеть ненавижу!).

За калибровкой очень красивая натечина с озером! (сравнима с гротом «Именинный» п. Женевская, Брюсиского залива Красноярского водохранилища)

Озерос натечинойК сожалению, т.к. в этой пещере мы находились первый раз, и долго проколупались в завале на входе дальше грота «Большой» в этот раз мы не пошли (много сил ушло на вход, а надо же еще и выйти обратно!).
В начале 12-го мы уже вышли из пещеры на свежий морозный воздух, и выдвинулись в сторону деревни. Примерно в 01.30 ночи мы попали «домой», сил не у кого не осталось, практически отменили завтрашний выход в пещеру.

Проснулись достаточно поздно, наверно часов в 11 утра. Позавтракали, всех одалела лень! Никто никуда не хотел идти. Все дружно прилегли посмотреть телеящик (а вещал только один 1-ый канал). Одурев от той мути, которую показывают всей стране на новогодних каникулах все стали очень спешно собираться в очередную пещеру.

Решено было посетить пещеру «Зимняя», заехав «по пути» в Бирикчуль за огненной водой (ну и прожорливые мы оказались).
«… Надо перейти речку Портал на левый берег и идти по укатанной дороге вниз вдоль речки по направлению поезда. Встретится первый мостик, дорога переходит на правый берег речки. Затем речка впадает в более крупную - р.Аскиз, и дорога переходит по мостику (второму) на левый берег р.Аскиз. После второго мостика дорога подходит к горе Паук с характерными известняковыми скалами с гротами. Не переходя этого мостика слева будет поляна, здесь отходит тропа вверх по р.Аскиз к многочисленным стоянкам, сперва по правому берегу Аскиза, потом и по левому. После Скала Паукпервой пары сотен метров тропы налево круто вверх по склону ответвляется набитая тропа к п.Зимняя, которая находится почти на самом гребне. На высоте 3/4 подъёма направо траверсом уходит тропка длиной метров 70 к п.Зимняя-2, представляющей собой колодец с коротким ходом.»
Начало тропы в пещеру мы обнаружили достаточно быстро, но в несколько другом месте! Примерно как раз посередине между 1 и 2 мостиками на обочине дороги (по GPS от деревни до начала тропы 3,7 км., сначала спуск к реке, а затем начало подъем в гору).
Тропа до самого входа в пещеру хорошо натоптанная, мимо пройти невозможно. Подошли к пещере только в 16.00!
«…Вход в пещеру представляет собой большой провал выводящий в грот с наледью: грот "Ледовый". Слева заиндевевшее отверстие в обледенелый отвес 3м, рядом вмёрзшие в лёд брёвна, надо повесить верёвку, иначе трудно вылезать. Отвес выходит в большой наклонный вниз грот "Каменной реки".»
Зимой как вход в пещеру, так и вход в грот «Каменной реки» не представляют никаких сложностей. Вход в пещеру достаточно крут, но имеется бревно, за которое можно придержаться. Ледового отвеса в грот «Каменной реки» вообще не существует. Все спокойно идется пешком!
«Не спускаясь далеко сразу справа, цепляясь за прислонённое брёвнышко, можно влезть по катушке метров 5 к ледяным сталагмитам и далее вверх по 2м уступу, на котором висит верёвочка в галерею "Белого озера" - живописный древний тупиковый меандр с несколькими озерками.»
На январь 2009 года как на катушку, так и на уступ весят стационарные перила (но в достаточно плачевном состоянии). Часть нашей группы на свой страх и риск воспользовалась ими и посетила галерею «Белого озера».

«Из нижней части грота "Каменной реки" теоретически можно попасть также в систему "Новобранцев" через окно в левой стене и грот "Зенит" в какое-то окно справа-сверху. Как это сделать неясно.»
Подошли, посмотрели, покрутили у виска (даже маньяки по лазанью в пещерах) и пошли дальше.
«Спустившись в самый низ грота "Каменной реки", попадаем в длинный вертикальный ход в завале, ход сильно протёрт и поэтому очевиден. Заканчивается он крутонаклонной катушкой "Трубы запсиба", выводящей через очко в наклонный грот "Перспективный".»
Ход действительно очень протерт и очевиден. Но когда попадаешь туда первый раз по пути вниз не всегда понятно как спускаться, и посмотреть не везде получается. Но при этом нету ничего криминального (это особенно становиться ясно когда поднимаешься на верх).
«В нижней части грота через узость попадаем на дно пещеры - нижняя точка галереи "Магистральной".»
Узость(Примечание автора. Мляаааа…. опять узость, как только я прочитаю это в описании пещер, я сразу начинаю ненавидеть эту пещеру. Вниз удалось преодолеть эту узость только с 3-го подхода! Бррррр….. как вспомню так вздрогну…)
Все остальные же проскользили вниз (а так же и верх) практически не заметив, пытаясь подбодрить автора. (Примечание автора. И я решился (при этом уготовив пакость всем остальным, на подъем. Пошел 3-м, т.е. впереди 2 и за ним еще 4!, так и застревать не страшно :), захотят выйти вытолкнут / вытащат :)
«По ней можно подняться к гроту "Помпадур", перед которым будет влево ответвляться тупиковая широкая галерея с висячим камнем. Из грота "Помпадур" уходит маленькая системка "Парадоксы" и окно, расположенное довольно высоко, метрах в 7, из которого вытекает лёд. По-видимому это ход ко второму входу в пещеру. Подлезть к окну очень трудно, всё обледенелое, и возможно оно полностью залито льдом. Найти т.н. вход II с поверхности также непросто.»
Но перед этим развилкой, опять «не широкое место», подняться на уступчик 1,5 метра в узковатую щель. Преодолели все, даже автор статьи. Встретили группу из 2 человек. Они Саня в узостипообещали показать маленький зал с очень красивыми натечками (заранее предупредив что там ну ооооооочень узкая и мерзкая шклевотина). Не смотря на это один из членов группы (нуловит он кайф от узостей!) решил сходить.

Остальные остались в гроте «Помпадур». Через некоторое время появился это самый «отчаянный» сообщив что они ничего не нашли, но изрядно помучались…
На поверхность выбрались к 20.00. Двинулись «домой», часть группы на машине, остальные Бухара(кто не нагулялся) пешком.
И снова: «Пока разбирали вещи, увидели что Мама Ира снова готовит закуску, а Саша разводит спирт… И началось! Бухара, еда, песни, пляски… Так и наступала поздняя ночь или раннее утро (теперь уже не понятно).»
На следующий день глаза продрали достаточно поздно, нехотя собрались и выдвинулись в п. «Кузнецкая». При этом знали где она находится только теоретически (при выходе из «Зимней» встретили людей которые ее искали и не нашли!). Но при этом нашли ее практически сразу!
Начало тропы в пещеру мы обнаружили еще накануне возвращаясь из «Зимней» (ну мы так думали, а оно так и оказалось, по GPS от деревни до начала тропы 2,7 км., сначала спуск к Скальникреке, а затем маленько траверса вправо и  начало подъем в гору). Подъем по горе до входа в пещеру ну оооооочень крутой, подниматься достаточно тяжело (2 шага вверх, 5 метров скатки вниз). Очень хорошим ориентиром того что вы идете в верном направлении это скальный выступ посреди леса должен быть у вас слева (ну мы так шли, значит так правильно ;) ). Вход в пещеру находится как раз в этом скальном выступе, примерно на середине подъема.
Погода нас в этот день очень сильно порадовала, примерно «минус»15 градусов и солнечно, а к тому же абсолютное отсутствие ветра! Как же красиво в лесу в такую погоду. Александр Нагирный изрек мысль: «Как же хорошо на улице, ну зачем мы в это дыру Хорошо!полезем! НЕАХОТА!». Но решили, коль уж пришли, надо сходить. Вход в пещеру представляет собой наклонную галерею, протяженностью… (да не знаю я сколько :). Ход заканчивается колодцем с заклиненным камнем. За него можно (что мы и сделали) закрепить веревку. В связи с отсутствием описания пещеры сверху мы оценили спуск в 30 метров (до дна колодца реально 20-25 метров). Пока автор навешивал перила один из маньяков предложил спуск дюльфером! А так, как железа по наказанию опытного спелеолога было всего взято 2 комплекта на 7 человек, и автор сего опуса почти сразу его на себя напялил (ну самый умный! :), остальные члены группы так же спустились дюльфером (но правда уже с верхней страховкой!) и только автор спускался «русским СРТ». Если бы мы знали что так глубоко спускаться не надо (ну не было у нас карты и описания)!
После спуска на дно колодца был обнаружен тупик. Поднявшись по катушке обнаружили два возможных направления движения: через микроход через маленькое озерцо и через шклевотину на верх. Через озерцо (как оказалось в тупик) загнали автора сего опуса. Правильный (ну не совсем) оказывается путь через шклевотину на верх. Который выводит на верх на полочку находящуюся в 2-3 метрах от начала спуска! Опять же самого молодого (точнее имеющего на себе комплект железа) отправили опять вниз за транспортным мешком.
На данной полочке был устроен перекус. После которого 5 человек решили закончитьпрохождение пещеры и выдвинулись на выход (ну оооочень хорошо было на улице, солнышко, тепло….), а 2 члена группы пошли дальше (вот пусть кто нить из них и опишет что там было! :)

«Домой» попали уже 18.00-19.00. И снова: «Пока разбирали вещи, увидели что Мама Ира Кафе на 308 кмснова готовит закуску, а Саша разводит спирт… И началось! Бухара, еда, песни, пляски… Так и наступала поздняя ночь или раннее утро (теперь уже не понятно).»
Вот наше путешествие в незнакомый до этого дня район окончено, пора домой. Около 11.00 утра следующего дня мы выдвинулись в сторону дома.
Снова трасса, 308 км., жор, и вот мы уже в городе. Тоска…