Жом-Болок 2009

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Большое видится на расстоянии…
(Сергей Есенин)

Не знаю почему, но чем интереснее и сложнее маршрут, тем дольше к нему пишется отчет. В этот раз сие произведение готовилось полгода. Окончательный состав участников, как обычно, выяснился за 2 недели до поездки. И, как обычно, в него вошли люди изначально туда не собирающиеся и не соответствующие изначальным жестким критериям отбора. Но, как обычно, все что ни делается - к лучшему

, потому как ни кто из участников не пожалел о проведенном времени. Хотя было несколько боязно идти на 5ку с людьми, которые даже на 4ках не были!
Ну вот уже все готовы, проблемы с билетами решены, рюкзаки упакованы и с легким чувством мандража, счастливыми лицами и с огромным счастьем внутри мы стоим на вокзале, заваленные грудой вещей и с нетерпением ждем поезд. Было очень приятно, что нас пришли провожать самые дорогие и близкие наши друзья, ну и спасибо за помощь в таскании вещей: сами бы не справились!
Несколько переживали, что нас не пустят в поезд с таким количеством шмотья, но небольшое вознаграждение проводнику не только дало доступ к третьим полкам всего вагона, но и на 22 часа изменило к нам отношение в лучшую сторону.
На будущее! Если вы не хотите иметь проблем с избытком вещей, то при покупке билетов в той же кассе необходимо приобрести несколько багажных билетов на перегруз в 10кг.
И тут конечно началось! Столько радости и эмоций никак не могли вылиться в чрезмерное злоупотребление алкогольными напитками под вкусные Наташины котлетки.
На перроне в Слюдянке нас уже встречали люди Анатолия и помогли перенести нам вещи до микроавтобуса.
Надо сказать, что сервис у Анатолия на высоте: никаких задержек, проблем, конфликтов. Останавливались по любой нашей просьбе на любое время и в любом месте.
Тут же мы заехали поесть и затариться дополнительным алкоголем на дальнюю дорогу. Ну и пять понеслось…
В Орлике с корейского автопрома мы были пересажены в советский, вместе со вновь приобретенной большой партией пива, которое помогло нам пережить оставшиеся 70 км пути.
До места нас не довезли с километр из-за очень высокой воды, которая затопила дорогу. Это нас после всех предыдущих возлияний не очень беспокоило, тем более, что воду мы увидели, а порогов выше этого места не было. На следующий день мы об этом пожалели, когда выяснилось, что вода, это не всегда река и что придется нам как-то выбираться из этого озера посуху.
Как-то пережив стапель, отчалили часов в 15 дня. Долго катались по озеру в поисках прохода до реки и в конце концов нашли перешеек метров 30, который протащили волоком. Еще одно озеро, несколько кустов и завалов и вот он - Жом-Болок!!!
Ой! А чего это он такой быстрый! И узкий! И поворотов на нем столько зачем? И эта… 4х-местный кат совсем в эту речку не входит и поворачивать не хотит!!! Мама, я хочу домой!!! Анатооооолииииий!!!!
Шок от первых метров прохождения реки был очень сильный: экипаж был абсолютно не готов к такой реке и творил непонятно что. Какие там катапульты с недотрогами? Нужно срочно поворачивать назад! Ой! Мля! Не успели… препятствие 41… абсолютно неконтролируемое прохождение: кто куда гребет, кто что орет, но как-то все удачно получилось, без проблем. Хм… а может все-таки есть шанс научиться грести слаженно за пару километров реки? Порог представляет собой 2 крутых поворота с прижимами: сначала налево, а потом направо, с большим уклоном и высокой скоростью (больше я ничего запомнить не успел).
Препятствие 42 решили посмотреть и проходить без девушек, т.е. сначала мы с Лешей проходим на двойке, а потом на 4ке с Серегой и Шуриком. Порог представляет собой слив через всю реку после крутого левого поворота. Есть 2 языка для прохождения, в которые мы не попали обоими катами, т.к. струя слишком сильно относит на правый берег. Ниже слива бочка, а затем тихая вода и удобное место для страховки. Чалиться для просмотра и страховки удобнее на левый берег.
Через несколько поворотов подгребли к Бильярду, и пошли его смотреть. Надо было видеть лица участников нашего безумного мероприятия! Люди впервые увидели порог 5 категории сложности… Шурик почесал голову и произнес ключевую фразу: "произошла чудовищная ошибка: на моем месте должен быть кто-то другой!", а Наталья сказала, что должна сейчас лежать на пляже в Турции. В общем, обстановка стала несколько напряженной. Но что меня радует в людях нашей компании и очень помогло на Жом-Болоке, что ни у кого не возникло мысли о том, что нужно что-то обнести или вообще закончить поход. Хотя, может виду не подавали, а только подбадривали друг друга. Хотя вечером Самойлов на полном серьезе спросил: "Народ, а подскажите во сколько отсюда последняя электричка?"
Время было уже позднее, поэтому прохождение перенесли на следующий день, тем более что стоянка перед порогом нам очень даже понравилась, не смотря на её скромные размеры.
На следующий день перенесли вещи ниже бильярда и начали прохождение. Пятерошные пороги еще дома было решено проходить без дам, на что Алиса даже обиделась, но это было, мне кажется, верное решение.
Порог Бильярд представляет собой разгонную горку, затем левый поворот с бочкой в конце, затем сильный прижим на левый берег в лес и небольшую протоку и 2 бочки на правом повороте. Общий перепад воды порога достаточно большой и вода течет под большим наклоном с высокой скоростью. Порог заканчивается стоячей водой, но страховка с берега затруднена большим уловом на левом берегу, поэтому страховка желательна с воды, либо с острова. Сначала пошли на 4ке. Цель была идти как можно ближе к правому берегу или постоянно на него работать, уходя от скал и леса левого берега. Задумка удалась, правда немного переборщили в конце и последнюю бочку пробивали полулагом, что оказалось даже очень хорошо, т.к. вал там косой.
Надо сказать, что 4ка у нас была обычная туристическая и очень большого объема, что для такой реки является достаточным усложнением, т.к. была абсолютно не маневренна, и как сказал Самойлов: "Слалом не наш конек!".
Воодушевленные удачным прохождением решили немного скорректировать идею прохождения и после первой бочки решили немного отдохнуть и сместиться влево, чтобы обойти вторую бочку, которая была самой держащей. И это сработало! Минимум усилий и мы, почти не задев вторую бочку, удачно скатываем последний слив и радостно стукаем друг друга веслами по каскам.
Порог прошли достаточно быстро, поэтому решили за сегодня пройти весь ключевой участок Жом-Болока до п. Недотрога, а потом обнести вещи сразу за него. Нетерпеливые Шурик и Леша решили глянуть на Катапульту. Минут через 40 они пришли грустные, с большими глазами и эмоциями вместо слов. Ну не зря же мы сюда ехали!? Сели "по машинам" и вперед, до порога!
Катапульта действительно интересное зрелище: вода уходит в лес, а потом куда-то пропадает, и что там дальше - совершенно не понятно, и лучше этого не видеть! Когда стоишь над сливом очень впечатляет мощью падающей воды. Зрелище это можно наблюдать часами.
Сложность представляет не только сам слив, но и бочка перед ним, которой нет ни на одной фотографии и не видно на видео. А она там есть, и совсем не маленькая (по крайней мере, по нашей воде). После самого слива ничего особо сложного нет: 2 косых валика с правого берега, которые очень неприятно кренят кат. Надо сказать, что порог на меня сначала не произвел особого впечатления и я решил, что он простой, за что и поплатился.
Первая пошла 4ка. Бочка на неё никак не повлияла, но отнесло достаточно далеко налево, не смотря на наши усилия и желание падать справа или посередине.  и вот он - ключевой момент порога! То, о чем мы мечтали всю зиму и весну! Падение с 3х-метрового водопада! Ёптить, а тут и правда высоко! Бешенные глаза обернувшегося Шурика с громким восклицанием: "А нам точно туда!?" Перегиб, удар, передние ловят носами самые донные течения, а меня выбивает из стремян вперед на баллон. Был страх, что хлипкая рама нашего монстра не выдержит столь крутого падения, но все обошлось.
Шок от прохождения и паника из-за моего падения привели к тому, что мы не очень хорошо влетели в оба сливчика и в конце напоролись боком на островок, после чего была дана команда чалиться к правому берегу для передышки и осознания содеянного. Все бы ничего, если бы не надо было еще идти то же самое на 2ке, перспектива чего радовала не очень, возможно из-за накопившейся усталости.
Стремена потуже и вперед! Решили пробивать бочку по самому правому берегу и влетели в неё практически касаясь баллоном скалы, но бочка оказалась именно бочкой и выпускать нас отказалась. Весла поглубже, держимся изо всех сил - не выпускает! Выплюнула она нас под самым левым берегом, где бочка превращается в проносной вал. Но нам то надо вправо! Очень надо! И тут раздается дружное подбадривание с берега: "Бодрячком поцанчики!" И это реально придало столько сил, что у ас получилось выгрести дальше, чем на 4ке! И снова вниз! Оказалось, что 2ка, в отличие от 4ки не ударилась о воду, а пронырнула глубже и удара никакого не было и прохождение получилось мягким и практически идеальным. Радость, восторг, и мы опять неудачно влетаем в оба сливчика…
Следом - Недотрога. Глянув краем глаза решили, что ничего сложного, только вал после внизу слива впечатлил своей высотой, но выглядел проносным. Решено и Недотрогу идти сегодня же. На этот раз Алиса возмутилась во весь голос и было решено на этот раз пойти с ней. Отчаливаем от берега и в первом же повороте нас впечатывает в правый берег, причем конкретно так прижимает, что аж подтапливать начинает. И все это происходит над сливом и в каком-то типа препятствии. Дружные толкания привели к тому, что часть скалы откололась, и мы вырвались. А впереди то порог, мать его! Зато как народ стал работать после этого косяка: любо дорого посмотреть! Естественно, с таким настроем мы прошли Недотрогу просто идеально.
Оставался заключительный аккорд на сегодня: перегнать двойку, однако сил уже не было совсем и пришлось долго отдыхать. И снова эти "счастливые" ощущения одевания каски и затягивания стремян… Прижим прошли стороной очень далеко, но потом очень сильно нас подержало в последнем сливе перед недотрогой, из-за чего пришлось причалить, что бы отдохнуть.
Сама Недотрога представляет собой слив после крутого левого поворота и очень напоминает препятствие 42, только повыше. После слива - быстроток, на котором очень удобно страховать, потому как жмет к левому берегу. Заходить лучше под самым левым берегом, пробив пару валов и падать как можно левее. На 2ке прошли ровно и спокойно.
Дальше начался процесс, так "любимый" всеми водниками: обнос вещей. Вот когда начинаешь жалеть, что шел пороги налегке. К тому же пошел дождь, а тропа оказалась залита водой, причем местами по колено. Тропа хорошая и идти не очень далеко: порядка 2км и мы в полторы ходки за пару часов с этим процессом успешно справились и как награда нас ждал опять вкусный ужин в исполнении Наташи и вкусняшка в виде алкоголя.
Всё! На этом сплав по Жом-Болоку можно заканчивать… Это мы поняли утром и решили воспользоваться последней возможностью повеселиться и покататься по Недотроге.Удачное место, я вам скажу: обнос всего метров 70 отличной тропы и масса удовольствия от плюхи! В результате прошли порог на двойке еще 5 раз. Но и этого нам было недостаточно. Решили еще пройти порог в спасжилетах. В общем успокоились только тогда, когда Самойлов повредил свой седалищный нерв. Снял штаны и спросил у Алисы, дескать, что там? На что та ему ответила, широко раскрыв глаза: "Да у тебя там ЖОПА!" Что в общем-то соответствовало действительности.
Дальше был Вариант, ничем не примечательный, потом стоячка, обнос моста по причине большой воды и самое страшное место на реке - завалы.Было решено проходить это неприятное место на отрицательной скорости, что бы иметь возможность вовремя отгрестись, но человеческая сущность устроена каким-то странным образом и при виде опасности весь экипаж начинал вместо табаней и потягов усиленно грести на ход, что привело к паре неприятных инцидентов. Я очень громко, используя весь нецензурный лексикон, известный мне пытался убедить экипаж не работать на ход, на что они тихо кивали в ответ и продолжали усиленно лопатить. Надо сказать, что к концу реки народ научился грести очень хорошо и даже Алису было очень трудно перегрести, поэтому 4ка как пушинка разгонялась в очень узких проходах и вписывалась в какие-нибудь бревна или деревья. Под одним из таких деревьев нас очень хорошо прижало и остановило. Весь груз ответственности как всегда приняла на себя Алиса. Ей реально повезло, что она имеет небольшие размеры: её спокойно вдавило в кат и кат пошел дальше. Надо было видеть панику сидящего за ней Тактаева, имеющего куда более внушительные размеры! Но у нас была пара метров форы между двумя гребцами и за это время мы успели Серегу спасти от неминуемой гибели! Двойка Баранихиных тоже вписалась в это дерево, но там Наташа храбро вылезла из стремян и пересела на Лёшин баллон, что спасло дерево от неминуемого выкорчевывания.
После заломов я извинился перед экипажем за некую резкость команд и непозволительные фразеологические обороты, но они сказали, что "ничего-ничего, все в порядке".
В этот день мы зачалились перед мостиком недалеко от домов. Отсюда нам надо ехать на машине километров 5. Пошел дождь и мы в спешном порядке поставили лагерь. Хозяин дома и по совместительству водитель "кобылы" не заставил себя долго ждать и мы договорились на "прокатиться с ветерком" за 2000р. Дополнительно был приобретен хариус и что-то молочное. А вечером нам была затоплена баня. Ну вы сами понимаете, что значит баня на 5тый день похода. Баня хоть и была Бурятской, но оказалась довольно приличной и жаркой. Мы парились, мылись, бегали голышом купаться в Жом-Болок, пили много воды и любовались звездами.
А утром погрузились в грузовик и поехали к последнему препятствию Жом-Болока - к Восторгу водника.
Восторг водника это шивера, в начале которой 2 крутых поворота на 180 с сильными прижимами. Но мы то знаем, что "слалом не наш конек"! В итоге, от испуга мы так налегли на весла, что прошли эти страшные прижимы просто идеально. Жаль что никто не снимал прохождение на видео: оно могло бы служить учебником, как надо грести. Двойку правда говорят прижало на первом повороте, а у нас во втором прижиме Самойлов от усердия порвал стремена и мы чуть было не размазали его по скале левого берега.
И вот, через пару минут сквозь деревья появилась Ока, чем я тут же всех порадовал. На что Шурик спросил: "Как Ока?", но прозвучало это несколько странно, что-то типа "ка-ка-ка".
Начался сложный категорийный сплав по гладкой воде. Тарбаганы не могут без сложностей: река никого не радовала. В устье Жом-Болока встретили группу туристов-платников из Москвы, по большей части, с которой не расставались потом пару дней. Естественно заехали на водопад (в действительности, он гораздо красивее, чем на фотографиях). Потом посетили деревню с единственным магазином, в котором практически ничего нет и зачалились перед входом в Орхо-Бом.
На Оке нет ничего особо интересного с точки зрения водников: все пороги легко обходятся по стоячке.Зато там очень красиво и можно весело побулькаться в плюхах, в паре которых нас реально могло положить, а у Новосибирцев перед нами перевернуло 4ку. Речку можно рекомендовать для начинающих водников: она того стоит. Может она и проще Катуни, но по красоте во многом её превосходит!
2 раза делали баню, строили город для муравьев, 2 раза устраивали дневки, научились играть в преф, и ливень еще был, который в очередной раз доказал любовь тарбаганов к жопам. Шел обычный вялый сплав, ничего не предвещало беды. От скуки решили зачалиться и перекусить. Народ еле шевелился, был грустен и вял. Костер не хотел гореть, есть никто особо не хотел, как вдруг пошел очень сильный ливень. И тут Тарбаганов как будто подменили: мы быстро развели большой и жаркий костер, вскипятили чай, поели и устроили дикие танцы. Самойлов даже предложил проверить, кто из нас самый везучий, для этого надо было всем взять весла в руки и выйти на берег во время грозы. В общем, настроение у всех сразу поднялось, выглянуло солнце и мы двинули дальше.
В Верхнеокинском бизнес поставлен на широкую ногу: приглашают зачалиться, попариться в бане и отвезти. Наслушавшись страшных рассказов про баснословные суммы, запрашиваемые за дорогу до Зимы мы решили торговаться и в случае чего - грести дальше. Но ребята оказались сговорчивыми и согласились нас отвезти за 500р с носа. Правда, в кузове Газели, после которого мы были покрыты толстым слоем пыли.
Потом была грустная дорога домой. Причем для некоторых она показалась на столько грустной, что они решили по тихой грусти уснуть прямо в тамбуре. Ну а окончилось все рано утром у меня на даче с баней, шашлыками и просмотром  фото и видео.
По итогу: нам повезло с рекой, компанией и погодой, а не повезло, что это все так быстро закончилось, но на самом деле это начало следующему этапу наших водных одиссей!