Тарбаганские отморозки

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Зима в тот год выдалась на редкость холодная. Не все тарбаганы успели скрыться в своих уютных квартирках, и некоторым конкретно отморозило мозг! Да с последствиями отморозило, так что они решили податься аж за 700 верст в поисках каких-то особо уютных, теплых и доселе невиданных нор.

Состав отморозков:

  • Баранихин Леха
  • Гильц Дима
  • Когодеева Ира
  • Нагирный Саша
  • Самойлов Саня
  • Самойлова Алиса.

Выехали мы 2 января немного с опозданием из-за целой эпопеи с заправкой газа, который так и не понадобился. Емельяново мы проезжали уже часов в 12 ночи. Холодно было уже очень, так что термометры давно зашкаливали и показывали за 30 (зазо, как говориться).


Ода интернету.

Ладно мы, а вот машины такому раскладу особо не обрадовались и японская техника по пути начала подводить: у одной из машин начал вылетать щуп, выплескивая масло. Что делать??? На третьем вылете решили поворачивать домой, пока движку не клинануло. Но домой ехать совсем не хотелось.
- Вот был бы сейчас интернет...
- У меня на телефоне вроде есть...
гугль -> вылетает щуп -> от холода забило сапун
И ведь правда! За 15 минут на морозе под 40, в 2 часа ночи, за 300км от Красноярска был произведен краткосрочный ремонт, и детище теплолюбивых японцев продолжило свой путь.


Перекусив, как водится в любимом кафе на 308 (я всегда его упоминаю - мне с него бонусы за рекламу тикают) к рассвету мы добрались до Бирикчуля. Дорога до Нанхчуля в этот раз оказалась нерасчищенной и представляла из себя довольно таки глубокую колею, в которой машины не хотели держаться и периодически сваливались в рыхлый снег. Не доехав 3км до пункта назначения пред нашим взором открылась картина маслом: припарковавшись на "обочине" стояла BMW, засыпанная снегом а вокруг неё шла тракторная глубокая колея. Т.к. хозяина машины рядом не было и попросить его припарковаться в другом месте не представлялось возможным, пришлось нам своими ногами (лопату мы конечно же забыли) как-то эту колею приводить к знаменателю легкового автомобиля.

В поселке селить нас никто особо не хотел, да и не было там никого, кроме женщины в крайнем доме. Ну что делать? Решили ехать в Бирикчуль и искать жилье там. В районе все того же BMW встретили местных, которые безуспешно пытались объехать по нашей колее на какой-то пузотерке. Что ж делать - помогли, иначе не смогли бы проехать. Пока развлекались подъехала Нива забирать брошенный авто, а в Ниве ехал Веня - знакомый нам с прошлого года. BMW мы тоже помогли достать и в знак благодарности, или просто от скуки Веня любезно согласился разместить нашу беспокойную ораву у себя. Ура - мы в тепле!

На следующий день решено было топать в Аккорд. на жопесе была точка, с которой эту пещеру должно быть видно. "Хорошо, что это не точка, где живет мужик, который знает, где находится эта пещера", резонно заметил Самойлов. Подъехали к свороту и - о чудо - есть тропа! Ну теперь то мы точно не заблудимся и быстренько добежим до дырки, ведь на улице с утра было -34. Наша радость продлилась метров 300, а потом тропа закончилась. Ну вот просто взяла и закончилась ничем. Точнее, глубоким снегом.

Но точка же у нас есть, ну вот и пошли! Из-за обилия снега и отсутствия намеков на тропу, решили по дороге не идти, а пойти по плато напрямки, потому как мы простых путей, как известно, не ищем. Снега было от по-колено, до по-пояс. Выглянуло солнышко, стало очень тепло и комфортно. Тарбаганы, как принято, расслабились, стали пить чай и разглагольствовать. Плато оно хоть и называется плато, но на самом деле это склон горы и идти надо все время вверх, практически до самого Каменного мешка. Этот "мешок" место действительно впечатляющее: скальная яма, со всех сторон которой чистые отвесы.

С точки пещеру мы действительно увидели и, вопреки нашим надеждам, поняли, что надо спускаться на самое дно этого мешка, а потом подниматься по его противоположной стороне. Хорошо, что мы достаточно быстро нашли спуск, а то там шаг влево, шаг вправо и вы в свободном полете. Спук очень крутой, поэтому ехать вниз было очень легко и весело, пугала только перспектива подъема обратно...

Как только подошли к пещере, мы увидели каких-то посторонних людей. Оказалось, это томские спелеологи, которые умно переждав пару часиков воспользовались готовой тропой. В благодарность, они предоставили нам свою навеску и мы сохранили свои веревки в чистоте, хоть нам и пришлось полтора часа на 30-градусном морозе ждать у входа в пещеру пока они переоденутся и спустятся.


Ода пуховке.

Я хоть и сибиряк, но мерзну постоянно. Поэтому решил в прошлом году приобрести пуховку, но не простую, а синтетическую. Выбран был басковский пуховик на сказочном буржуйском материале Primaloft. Так вот штука эта действительно работает: во-первых, в нем действительно тепло, во-вторых: он дышит, а в третьих: быстро сохнет. Что еще надо? По дороге туда пуховку вообще пришлось снять, т.к. в ней было слишком жарко. А потом, подойдя к дыре, пришлось полтора часа просто просидеть на рюкзаке при температуре ниже 30. Замерзли только ноги. Телу было очень тепло и комфортно. Чуть не уснул даже...


Перед входом в пещеру стоит старая лестница. Части ступеней не хватает, поэтому первому лучше немного помочь. На входе с внешней стороны есть шлямбуры для навески. высота стенки порядка 5м. Вход представляет из себя круглое отверстие диаметром порядка метра. Сразу за входом наклонная скользкая полка за которой сразу отвес 5м с лестницей. По лестнице спускаться не надо, а нужно обойти по правой стороне. От входа до полки напротив есть шлямбуры для навески, висят стационарные тросы. Необходимо порядка 7м веревки (можно на вход и траверс использовать одну и туже веревку порядка 15м). Здесь уже тепло, есть место, где переодеться и оставить вещи. Дальше идет узкий лаз и отвес 20м. На отвесе есть одна перестежка практически в самом верху. Начало отвеса чистое, а потом по ледовому языку. Внизу языка надо уходить влево (если стоять лицом ко льду), там есть ступеньки.

Следом идет "шклява". При спуске лучше выбрать немного веревки и встегнуть решетку на 2 ролика, и только потом уже совершать эквелибры пролезая туда вверх ногами. За шклявой сразу идет 20м ледовая катушка. Практически по всей длине есть ступени.

Тут начинается основная часть пещеры. Становится теплее. Надо сказать, что пещера достаточно прохладная, порядка +1,5, поэтому лучше одеваться немного теплее. В гроте Апрель есть красивые натечены и уходят много ходов, в т.ч. и в систему Театральная, в которую мы не пошли, т.к. больше не было желания ждать томичей на подъеме. Недалеко от плоской натечены есть проход вниз в грот "Балкон", с которого открывается красивый вид в грот 100 свечей. По правой стенке с балкона есть 2 варианта прохода вниз. Правый вариант предпочтительнее - он вроде как пошире.

Из грота 100 свечей по противоположной стороне нужно подняться вверх по стенке метров 10. Есть стационарная веревка. С полки прямо спуск в Гоп-Стоп, в котором, как нам сказали, нет ничего интересного, кроме лужи с сапогом, поэтому мы туда не пошли.

Направо вверх подъем в Розарий. Висит стационарная веревка. В розарии есть гуровое озеро, но по сравнению с озером в Водораздельной оно ни о чем. В Понедельнике тоже ничего особо интересного нет, наверное потому, что мы уже "зажрались" пещерными красотами и то обилие сталактитов, которое там есть нам уже особо не интересно.

Вышли мы достаточно быстро. Скорость значительно увеличивается при приближении к выходу, т.к. температура начинает стремительно понижаться и мокрая одежда начинает застывать. Одна надежда на подъем из мешка - на нем можно будет согреться! К нашей большой радости, тропа подмерзла, стала очень жесткой, и по ней было очень удобно идти. Выглянула луна, поднялось настроение, заработала пуховка - жизнь осветилась розовыми тонами. Обратно, по хорошо натоптанной тропе идти было куда легче, тем более вниз, тем более - к теплу! Влажность в логу р.Аскиз очень высокая, это очень сильно ощущается, когда спускаешься вниз: сразу начинает очень сильно щипать лицо.

На следующий день тарбаганы категорически отказывались даже шевелиться, ссылаясь на "неполное восстановление". Я долго разрушал им мозг мыслью о необходимости идти в пещеру, на что они в конце концов согласились и начали собираться. Не знаю что точно заставило меня пересмотреть свои взгляды, но посещение удобств во дворе по варианту "максимум" окончательно утвердил меня в мысли о том, что надо себя любить и жалеть, а обморожения и ангины не входят в планы нашего отдыха. Озвученная мною мысль вызвала дружную поддержку коллектива, выраженную истерическим хохотом. Мы пришли к консенсусу: раз уж собрались, то поедем, а там на месте посмотрим.

На месте мы посмотрели на лыжню, определили глубину, на которую она проваливается под нашими тушками, поваляли в снегу наши одежды вместе с нашими телами, и довольные поехали обратно, решив, что Тузуксу мы отложим на следующий год, а завтра мы пойдем в Королева. Вернувшись в 4 домой, мы решили время даром не терять и затопить баньку. Какой же это действительно кайф: на таком морозе, да жаркий пар!

Утром все проснулись от фразы Лёши, который очень трагичным голосом произнес: "Мы все замерзнем в нанх!" - на термометре было -40... Было решено не испытывать судьбу и поехать домой. Уже ближе к городу вспомнили, что сегодня 6 января, а завтра рождество! Не заезжая домой мы навострили лыжи прямиком к Баранихиным, где нас уже ждала Наташа с вкусным столом!