Рассвет тарбаганизма.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
В этой поездке погода стояла хорошая все 2 недели, поэтому никто никуда не спешил…  Самыми насыщенными были первые сутки, за которые мы успели не только проехать 1300км, но и посмотреть новые места, забуксовать и часа 3 откапываться. А самым уникальным было присутствие очень молодого члена нашей команды – Вероники – ей тогда не было года!
Итак, в первый день мы выехали из Красноярска, проехали Кемерово, Новокузнецк и по плохой дороге доехали до Бийска, позавтракав где-то в районе Ельцов. Особо не останавливаясь, мы проехали Горно-Алтайск , а в Усть-Семе свернули на Чемал. У нас была идея проверить наличие дороги от Чемала до Онгудая. В нескольких километрах от Чемала есть мост через Катунь. Мост хоть и подвесной, но очень хороший. После моста идет хорошая дорога до с. Ороктой. После села дорога еще пару километров хорошая, но после лесопилки и пересечения ручья она становится совсем нехорошей. По отзывам местных по ней иногда проезжают УАЗы, а иногда тонут Уралы. Мы попали на эту дорогу после сильного ливня из-за чего она стала не проезжей для крузера, с его летней резиной. Но несколько попыток мы всё-таки совершили, засадив крузак по самое небалуйся! Тарбаганы не могут путешествовать без приключений!!! Учитывая отсутствие лопаты, лебедки и сна, откапывались мы часа 3.
Одной из наиважнейших задач поездки было испытание новой машины Самойловых. Машина отличная, в общем, как и предполагалось: на трассе ведет себя, как легковушка – никакого напряга на скорости, поворотах или обгонах. Но вот в грязи она нас немного подвела и дальнейшие испытания внедорожных качеств мы прекратили. (Говорят, Самойлов купил лебедку и скоро можно будет побуксовать по-взрослому!)
После того, как выкопались, ни сил ни времени куда-то ехать уже не было, поэтому встали где-то там же: в 2км выше по Ороктою от деревни, поставив для себя цель вернуться сюда на более подготовленных машинах и прорваться через этот перевал в будущем.
На следующий день, проснувшись очень не рано, и собираясь очень не быстро, через Чемал выехали обратно на Чуйский тракт. Подкрепились в замечательной кафушке в Усть-Семе («У <кого-то там…>»), проехали по старому Чуйскому тракту через Чике-Таман и доехали до Акташа. Там сдали водное снаряжение какому-то знакомому знакомого и уже среди ночи поехали искать место для стоянки. Чуть ниже Чибита есть мост через Чую. Проехав 3-4км ниже по реке находятся 2 красивых водопада. Ниже одного из них мы и встали лагерем на очень красивой полянке возле брода.
На следующий день, также не спеша посмотрели на водопады и поехали в Акташ получать пропуска. Пограничники, очевидно, набрались тарбаганской мудрости и тоже никуда не спешили, поэтому за пропусками нам предложили приехать через 3 дня. Это время мы решили посвятить горам и поехали в Актру.
На этот раз с погодой и дорогой нам повезло и потерпев час очень плохой дороги, мы доехали все-таки до альплагеря! Вот тут-то нам и пригодилось случайное знакомство с хозяевами лагеря на Семинском перевале, когда Самойлов не жалея печени своей общался с суровыми томскими мужиками – нам дали домик совершенно бесплатно! Как оказалось, цена там 500р в сутки за человека, что не очень гуманно за тот сервис.
В лагере познакомились с чуваками из Бийска. Они тоже собирались на гору, но пока были не уверены, что это будет Актру. Решили встретиться на следующий день на Голубом озере.
На следующий день, когда мы встали, бийских туристов уже и след простыл. Не спеша собравшись, мы полным составом, включая Веронику, двинулись к Голубому озеру. Девчонки наши молодцы – поднялись до ледника в хорошем темпе! Мы им особо помочь ничем не могли, т.к. рюкзаки были загружены оборудованием для восхождения.
Еле нашли это озеро, изрядно поплутав. Бийские товарищи жили в домике гляциологов. Они уговорили нас к ним присоединиться и мы, после недолгих уговоров, согласились. В этот вечер мы решили, что если с утра не будет конкретной жопы, то мы пойдем на Актру!
Ночь без сна, в тесноте, да не в обиде, и вот 4:00 местного времени – подъем! Неспешные сборы и в 5:30 мы уже двигаем к цели. Погода отличная: небольшая облачность, очень лёгкий ветерок и 0 градусов. Темп с самого начала нам показался очень не тарбаганским: практически без остановок мы пробежали ледник и начали подъем на перемычку.
Как же все-таки красиво в горах! Сотни белоснежных сверкающих вершин под тобой, темно-синее небо и колоссальный простор вокруг – этого не передашь ни словами, ни фотографиями…
Так же бодро подняться на перемычку не получилось, но в 10:00 по-местному, мы уже были на гребне. Ну и тут накатило: звон в ушах, слабость, тошнота – говорили нам опытные дяди, что 4000 без акклиматизации лучше не ходить! Но особых вариантов у нас не было.
Дальше по хребту пришлось в одном месте организовать станцию – так я научился крутить буры. Маршрут не сложный (2А), но все равно приходится быть внимательным, особенно при движении по гребню, когда в любую сторону лететь несколько сотен метров.
Несколько кадров на вершине, никакой радости – только усталость и накатившая горняшка.
С погодой нам очень повезло: легкая облачность и полное отсутствие ветра – такое в горах большая редкость!
На обратном пути долго провозились на спуске с гребня и прохождением трещин. В итоге, спускались дольше, чем поднимались. Немного отдохнув на озере, мы собрали вещи и пошли в лагерь к нашим девчонкам и пиву. К этому моменту усталость уже полностью управляла организмом и остановки происходили сами собой через каждые 20 минут. Как-никак 1200 вверх и 1900 вниз за один день – это не каждому коню под силу, что уж говорить о простых смертных грызунах! Дошли на полусогнутых, ближе к 12 местного. Естественно, никакого пива уже не хотелось, а хотелось только водки и лечь. Так и сделали!
Утром встали как обычно, собирались тоже как обычно, но меня плющило как-то особенно сильно. Думал, что просто устал вчера, а когда измерил температуру понял, что дело не только в усталости: градусник показывал 38.7! Наглотался таблеток – вроде полегчало.
С Актру поехали в Акташ за пропусками, получили и поехали в Бельтир, но не по основной дороге через Ортолык, а через Чаган-Узун. Долго искали как проехать в итоге поехали ночевать: чуть ниже того самого Чаган-Узуна на замечательной полянке на берегу Чуи, возле ручья. В этот вечер тарбаганы меня спасали от болезни: температура перевалила за 39…
Утром нашли дорогу в Бельтир, но мост там разрушен, а явного брода мы не нашли, поэтому развернулись и поехали как нормальные люди – по асфальту. В Бельтире купили барана, посмотрели на последствия землетрясения и верблюдов во льдах. Проехали по Талдуре до Джело, посмотрели на этот бурный поток и развернулись обратно, решив, что у нас появилось еще 2 маршрута, которые надо проехать: Талдуринский ледник и Карагемский перевал. На ночь встали на той же самой замечательной полянке под водопадом.
На следующий день решили, что лагерь возле дороги это не безопасненько и переехали на нашу стоянку возле Бегемота, по пути прихватив наше водное оборудование. Дальше были покатушки: начиная с Буревестника и Слаломного и закончив Бегемотом. И всё это по очень хорошей воде! Пока безумные родители боролись с водной стихией их ребенок мирно спал где-то в кустах, Натаха снимала видео, а я вроде как был на страховке, но на самом деле фотографировал. Жаль, что покататься удалось только Самойловым, потому как я все еще болел, а Наталья просто отказалась.
Параллельно усиленно готовили и ели барана – очень вкусный! Но много... Пытались коптить, но до города он так и не дожил. В общем, баран на троих – это слишком. Сделали баньку, но по мне так проще денег заплатить и нормально помыться, чем день топить.
Потом всем как-то срочно понадобилось домой и нам пришлось сворачивать экспедицию. Правда на обратном пути проехали по великому шелковому пути и через Ябоганский перевал. Последнюю ночь пришлось ночевать на окраине Междуреченска среди дач, потому как мост через Томь еще не установили и поездка на Казыр накрылась.
В итоге: в общем и целом отдых удался, Вероника осталась довольна, Актру покорена, Чуя тоже, машина супер!