На Алтае очень хорошо, очень хорошо…

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

В этом году на Алтай, наконец, смогли поехать не только завсегдатые тарбаганы, но и я с Лёлей за пазухой.  Вырваться из города мы смогли лишь к 12 ночи 28 апреля. Погода обещала быть отличной. Кемерово проезжали рано утром, единственное что запомнила – это чистые улицы города. Дальше всё интересней, ну по крайней мере для меня O. От весны в лето. На выезде из  Бийска наткнулись на новую кафешку с названием «Сытый батька». Рекомендуем всем – вкусно и дешево! Свернув на Чуйский тракт, все окончательно проснулись и стало ясно, что отпуск – на-чал-ся!!!

Прибыв на место, а именно на обжитое тарбаганами место под порогом Бегемот на р. Чуя, неспешно раскинули лагерь, развели костер, сварганили ужин и …употребили за прибытие. O

Утром, а обычно для тарбаганов это часиков в 11.00 – 12.00, порадовавшись не дождливой погоде, мальчишки стали собирать кат для разминки на порогах ниже Бегемота – Слаломный и какой-то еще. Оказалось, что Нагирный и Самойлов ни разу не ходили на одном кате!!! Пока наши Саши активно работали веслами, мы с Алисой поехали встречать спортсменов, а заодно не спеша натянуть на себя гидражки для моего первого прохода по порогам Чуи и бесстрашного очередного прохождения Алисы!

После разминки ребят мы поехали на порог Буревестник. Не знаю как другие, лично я испытывала некий мандраж, больше не из-за страха, а от того, что скоро испытаю это необычное чувство, которое ощущаешь на воде, когда брызги в лицо, а весло как будто прирастает к рукам, вода уже кажется теплой и тебя прёт от переизбытка эмоций!!!

Мы с мужем пошли первыми. Оказалось на берегах Чуи лежит снег, точнее наледи. Под опытным руководством Нагирного успешно, и как то быстро и не заметно прошли пороги Буревестник и какой-то еще, категория 3. Надеялись, что наши друзья сделают пару кадров на фотоаппарат, но, увы, наши силы – мои силы :), закончились раньше назначенного места. Далее на этих же порогах показали высший класс Самойловы!  Оказалось, им этого мало и они отправились на Бегемот, категория 5!!! Этой весной воды в Чуе меньше чем обычно, тем самым усложнялся проход порога. Но! Самойловы молодцы! Поражаюсь мужеству Алисы!

Вечер был насыщен разговорами и улыбками. Тем более к нам в лагерь залетел человек-ММДемс – Баранихин Леша с такими же яркими и голодными  друзьями-каякерами. O Сразу захотелось видеть рядом недостающих друзей-тарбаганов… Тем же вечером (30 апреля) прибыли еще одни участники нашего путешествия – Иванов Паша и Ширков Саша. Ребята сломались по дороге и выехали на сутки позже на другой машине.

Как всегда, встав "очень рано" :), собрались ехать на Мажой! Да, да - тот самый! Все очень спешили, поэтому решили собирать второй кат на месте старта, долго собирались, сделали много лишних дел - в общем сделали все для того, что бы как можно дольше не отчаливать. Пока доехали, пока посмотрели, пока собрались – время подошло к 16.00 часам.

На самом старте мандраж почему-то никуда не пропал, а только усилился. Все пытался вспомнить лоцию, что за порог начинается от моста, но так и не вспомнил, потому как реализовались наши опасения, что это не порог, и даже и не шивера!

Давненько я не держал в руках весло, а с Самойловым сел вообще впервые. Но пара поворотов, непрекращающаяся шивера и лихой слалом сделали свое дело - мы “вкатились”! Дальше все стало проще и веселее: камни - не камни, прижимы - не прижимы и даже пороги - не пороги.

Перед самым “Суровым” товарищи порвались, но успели резко зачалиться в шикарном месте для штопки: очень крутая крупно-глыбовая осыпь с “удобными" для заклейки острыми гранями завершалась 30ти метровой отрицательной стенкой - без шансов на выход!

2 часа перекура и мы подходим к шестерочному порогу. Ну сливы, ну водопады, ну слалом какой-то нереальный - в общем ничего криминального. Сложнее был просмотр: прохождение по ледовым крутякам и обходы скал по воде. Долго ходили, смотрели и пошли в другую протоку. Какого спрашивается?!

Первый слив, самый впечатляющий не только потому, что самый высокий, но и потому, что в другие сливы идти нельзя из-за непрохода. Этот самый слив мы проходили бокомо-задом: перестарались и цепанулись правым баллоном. Падали в слив уже боком, а приземлились - задом. Главное, перед маневром - это громкий клич "Падаем!" Жаль, зрителей не было...

Следом была небольшая неразбериха, куда плыть, потому как Самойлов пошел по левой протоке, а я по правой и пришлось это на самый-самый слаломный участок. Возможно, это нас и спасло, потому как наши флагманы, отлично отработав, прошли под самым правым берегом и залетели в завал. И так их там прижало, что выдергивать кат пришлось вчетвером. Вывод: не ходите дети по правой протоке - не.ер рвать .опы!

А время уже 8! Давай сваливать! Побросали каты, весла и поперли в гору. Знали бы, что за Пирамидой есть дорога до воды - прошли бы и ее.

Мы с Алисой и нашими неотлучными детьми Вероникой и Лелей отправились на место съемки – откуда видно было порог Суровый и Пирамиду. Пока ждали ребят, сняли как проходят другие каты – успешно. Показались наши. Долго смотрели остров, который невидно как лучше пройти, воды мало – камней много. В итоге на выходе из Сурового – Пашу с Сашей выкинуло на камни, где они туго застряли между бревном и камнем. Вытащив, решили на сегодня закончить путешествие по Верхнему Мажою. Время было 20.00 ч. Счастливые и довольные побрели домой отмечать Первомай!!! Каты оставили на берегу.

На следующий день решительные парни отправились покорять оставшиеся пороги Верхнего Мажоя. Старт начался с прохождения порога Пирамида. Саши прошли отлично, а вот Пашка с Сашкой не догребли и их перевернуло. Всё вроде обошлось, парни ловко поймали кат, перевели дух, и погнали дальше. Как шли ребята потом видно не было, подходы к воде были не всегда, поэтому ждали на конечной точке у моста. Ожидание было не таким скучным – Баранихин Леша встречал вместе с нами. И забытое пиво в багажнике было тоже кстати. Солнце палило уже по-летнему. К семи часам наши мальчишки были в назначенном месте. Радости парней и нашей не было предела! Успешно прошли пороги 5ой и 6ой категории сложности! Ура!

Утром страха уже не было, да и мандража тоже: самое сложное прошли, с Саней сработались, речка веселая, криминала нет - сплошное удовольствие! Глянули сверху на Пирамиду. Все ясно - греби от неё нах...од и будет тебе щасте. Но наши передовики так почему-то не считали и Саня (который Ширков) пошел смотреть на неё снизу. Он даже чего-то выглядел там и стал махать нам усиленно руками, но сил терпеть у нас уже не было и мы интерпретировали его махи, как "гребите!", и мы погребли. Издалека она выглядит гораздо миниатюрнее - хорошо, что мы не пошли смотреть, а то бы испугались. И несет на неё гораздо быстрее, чем хотелось бы. Но мы парни ушлые - смотреть на нее не стали, отвернулись, и погребли в другую сторону. И только в самый важный и ответственный момент, Самойлов совершил какой то мега "сброс кормы" и мы, с нормальным таким запасом, прошли слева,

чего не скажешь о наших экс-первопроходцах, которые смело гребли на саму Пирамиду, и очень быстро и ловко "легли". Короткие и простые спасы и мы мочим Мажой дальше. Но недолго... Веселый порог “Мини” и мы обнаруживаем дыру в чехле, почти метр! Ну и острые же тут камни! Опять 2 часа перекура... Порог “Карман” мы не заметили, а дальше был самый прикольный порог “Гарнитур”. По ошибке, мы решили его просмотреть и нехило так напугались - ваще не понятно как тут... эта... а тут... йоптыть! Ещё и длинный! На другом берегу мы увидели людей в гидрах, спасиках и на катах. “Водники!”, подумали мы. Но... убедиться в этом не успели, т.к. они смотрели порог еще дольше и мы их не дождались. А так хотелось посмотреть, как эту ж... пройдут настоящие водные туристы!

Гоша в очередной раз оказался супер судном, не смотря на отличную маневренность он даже не планировал переворачиваться. Это нас расслабило и мы решили больше пороги не просматривать, ибо страшно. Впереди нас ждали еще 3 пятерки. Хождение пятерок первыми и без просмотра - вот это я понимаю ощущения!!! А-а-а-а!! Падаем!! Налево! Не - в другую сторону! Нахххход! Таб... мать!!! Ё-о-о! Когда каякеры сказали, что та воронка бесконечной глубины называется “Унитаз”, я впервые в жизни с ними согласился.

Спасибо тебе Мажой! Жди снова!

Хорошо выспавшись, собрав лагерь, мы отправились на р. Башкаус. Дорога до Улагана, далее до Саратана, была насыщена пейзажами. По пути смотрели пороги. Вода была большая, паводковая. К вечеру нашли место для лагеря. Вариантов было не много, поэтому от дороги нас отделял негустой лес меньше 100 метров.

На утро, пока завтракали, решили отправить сплавляться по порогам Башкауса Самойлова Сашу в паре со мной. Паша и Саша шли на своем кате. Тогда я еще не знала, что меня ждет. Доверилась Нагирному, который убедил меня, что ничего серьезного не будет. Спасибо, Нагирный! И это на полном серьезе, потому как это лучшее, что могло случится со мной в этом путешествии. Пороги оказались не то чтобы сложными, но учитывая мой 0 опыт, это было нечто для меня и жутковато для Самойлова. Не хотела бы я оказаться на его месте с таким неопытным напарником как я на большой воде в 5-ном пороге, да еще на середине пути спрашивающий: «А как правильно держать весло?» :))) Стартанули от лагеря. Мы с Сашей шли вторым катом. Шли ходом, без просмотра. Поэтому так ходом и прошли первые пороги, включая Змейку!

Длина каньона Змейка около 1 км. Всё ничего, но при его прохождении, из-за поворота неожиданно появилась наледь, державшаяся между двумя берегами, шириной метров 20. Снизу был просвет. Паша выпрыгнул из стремян и лег на кат, их катамаран прошел под наледью в сантиметрах 20-30! Мы с Сашкой следом. При этом нас несло под берег. Ощущение я вам скажу жутковатое. Вокруг скалы высотой более 20 м, поток воды несет и нет места для чалки. Страха не было, но само понимание того, что всё могло быть не так удачно – заставляет задуматься о предварительном просмотре порогов. Зачалились при первой возможности, связались с Нагирным по рации. На словах было трудно описать наше состояние. Посмотрев, что дальше, пошли с боевым настроем. Дальше было интересно – входная шивера - Каньон Открытый. Надо было пройти технично. Таких отвесных скал уже не было, и прохождение было несложным. Чуть ниже по течению Нагирный встретил нас с завидной улыбкой. Погрузили каты и погнали к Саратанскому каньону.

Прибыв на поляну старта, я немного занервничала. Каньон длиной 8 км, и как то совсем не хотелось переворачиваться на середине пути. Нагирный сказал, что сложно только на Камне Преткновения и всё! Только вот все забыли что воды много. Схема прохождения была непростая. Я конечно же ничего не заполнила куда влево куда вправо, но приготовилась грести и не перегребать. Шум воды в каньоне увеличился в двое. Большие валы и сильное течение. Перед самим злополучным камнем надо было пройти левее, и обойти его слева. Парням удалось, а у нас не вышло. Кат начал уходить левым бортом в воду. Не знаю как, но вырваться нам удалось, сошли справа, задним ходом. Фууу…. И тут началась веселуха! Большие прижимы и необходимая маневренность. Ребята впереди то пропадали, то появлялись. В одном месте где их прижало к левому берегу под скалой, мы их нагнали и по инерции нас вырвало из заточения. Погодя, нас с Самойловым прижало у левого берега к камню. Когда мой борт стал уходить под воду - весло мое как будто забетонировали – я поняла насколько сильна и страшна это стихия.  Сашка кричал: «Не сс…ть, Жека!!!». Но я все равно приготовилась к перевороту. Не знаю как, благодаря не человеческому усилию Саши – мы выбрались. Чуть дальше, когда уже пороги превратились в «поганки» - нас «отпустило».

Слева увидели красивый водопад, а напротив небольшой песчаный пляж. Причалили к нему. Подкачали болоны. Мышцы мои отказывались работать в ином положении кроме как сидя в стременах. Дальше шли спокойно, множество поворотов каньона не давали расслабиться. Порой казалось, что за скалой опять будет препятствие, которое заставит нас попотеть. Но нет. И вот, вывернув на ровную гладь, мы увидели Нагирного!!! Такое облегчение… Все позади и мы молодцы!!! Яхуу!!!

Вернувшись в лагерь, сварганили ужин. Как положено, отметили это дело, немного посидели у костра, да пошли спать. Ночь была холодной. Утром достаточно быстро собрали лагерь и поехали на Язулу, к Чулышману. Дорога была по-настоящему алтайской. Проехали небольшой перевал.

Дальше был спуск к долине Чулышмана, Потрясающий вид!. Добравшись до деревни Язула, пытались найти дорогу к Чертову мосту.  Испытали на прочность Ниву и сравнили с проходимостью Крузака.  Добравшись до места оставили свои мега-джипы, пошли к Чертову мосту. Уровень воды был гораздо выше обычного. Зрелище потрясающее. Даже стоя рядом становится жутковато. Хоть раз, но побывать здесь стоит. Лагерь разбили неподалеку от воды. К вечеру стало совсем холодать. А ночью, как выяснилось, шел снег. Утром от яркого солнышка лес казался сказочным. Яркая зелень с искрящимся снегом на ветвях! И это 7 мая!!!

Утром решили, чтобы не терять время разделится. Я и Нагирный пошли вдоль Чулышмана пешком, остальные на машине до деревни. Километра через 2,5  дошли до порога «Три Вовы».

Язулинское ущелье - отличное место для прогулки: с просмотром и фотографированием всех знаменитых порогов, прогулка занимает около 3х часов и заканчивается подъемом и выходом практически к самой Язуле. Если вы не конченый водник и не планируете сигать 5-ти метровые водопады и оставаться в "Затычке" навсегда - очень рекомендую на это посмотреть! Впечатляет! Да и тропа неплохая ;)

Прогулка удалась. Встретившись практически у деревни с нашим автотранспортом, помчали до любимой поляны на Бегемоте. На следующий день, неспешно собирая палатки и рюкзаки, всячески оттягивали этот грустный момент расставания с Горным Алтаем. Прощалась с нами и погода - на перевале Семинский шел снег. После Бийска на трассе из-за снежной пурги дорогу не было видно, да еще градусник на заправках показывал 0 C. Но, не смотря на препятствия, доехали мы хорошо. Уставшие и голодные к обеду все были дома.

P.S.  Огромное спасибо Самойловым! Всем троим! И особая благодарность моему любимому мужу. Благодаря Вам эта поездка запомниться мне надолго! )))))) Спасибо!