Момент

Не знаю точного — авторского — названия памятника. Автор Ильдар Ханов. Для меня это Родина-Мать-Птица-Феникс. Возможно, существует ещё и татарская или мусульманская символика, но она мне не известна. 1975, наверное, год — разгар социализма. Непривычная пространственная ориентация — памятник направлен на восток, может быть, на юго-восток. Не на запад, как следовало бы. Мы же рвёмся на запад — не так ли? Родина Мать в Волгограде тоже смотрит, по-моему, на юго-восток, но она находится на развороте к западу — от призыва к атаке. Нет, здесь — на юго-восток. Если это верно, то памятник читается как призыв, обращённый к Азии, в борьбе против Европы. Птица Феникс умирает и воскресает. Бойцы на её закрылках однозначно мертвы, однако движение и мощь при этом сохраняются. С запада смерть — это понятно. Откуда мощь? Зритель видит лишь момент из движения колеса перерождений Родины-Матери-Птицы-Феникс — только то, что успевает захватить его глаз. Вертикальной доминанты поэтому, присущей всем, пожалуй, обелискам и памятникам, посвящённых погибшим в годы Великой Отечественной войны, изображающих склонившихся над павшими солдатами матерей или соратников, здесь нет. Но сходящиеся стороны углов ясно указывают на то, что здесь есть круговой движение. Мёртвые оживут и с высот, которые мы видеть и понимать не можем, обрушатся в противоположном направлении. С востока — свет. Набережные Челны. Татарстан. Планета Земля.

Comments are closed.