Брахман-хиппи

Мальчик Индронатх предлагает мальчику Шриканто гашиш. Бенгалия. Начало двадцатого века. Может быть, конец девятнадцатого. Кастовая система. Колониальная зависимость. Общее, но медленное движение по направлению от деревни к городу. Гашиш — первая индийская реалия, заслужившая комментарий в романе Шоротчондро Чоттопадхая «Шриканто». Москва. 1960-й год. Государственное издательство художественной литературы. Перевод Е. Алексеевой и С. Цырина. «…вынув из кармана горсть сухих листьев, он сунул часть их себе в рот, а остальное протянул мне: — Жуй! — Что это? — Гашиш! — Гашиш?! — удивился я. — Я его не употребляю». Страницы 15-я и 16-я. Но это не значит, что не станет употреблять впредь. Комментарий: «Гашиш — наркотик, смолистое, зелёно-бурое вещество, выделяемое верхушками стеблей индийской конопли. В Индии гашишем называют и сами листья этой конопли». Страница 15-я. Советский читатель 1960-го года: что-то непонятно, почитаю-ка я лучше что-нибудь из Эрнеста Хемингуэя. Е. Паевская, написавшая предисловия к роману, утверждает, что «…Шоротчондро создаёт в «Шриканто» целую галерею реалистических образов». Страница 7-я. Нереально издать в ссср нереалистическое произведение. Тем не менее издали — под видом реалистического. Вопреки предисловию, Шоротчондро представляет читателю череду видений. Сам рассказчик называет их своей «скитальческой жизнью». Страница 13-я. Что ж, о терминах не спорят. Для юного брахмана Шриканто его ровесник Индронатх, тоже, по-видимому, брахман, сделался образцом для подражания. Он не ходил в школу, воровал рыбу у рыбаков на Ганге и сбывал её хиндустанцам, умел играть на флейте, знал заклинания против змей, видел духов, курил и жевал гашиш, был знаком со многими странными людьми, а так же обладал необычными воззрениями, например, он, кроме всего прочего, утверждал, что «у мёртвого нет касты». Страница 38-я. Индронатх открыл перед Шриканто двери своего мира и соблазнил его им — Шриканто в конце концов делается скитальцем, хотя, по мнению окружающих его людей, мог бы стать достойным членом колониального общества, полного феодальных пережитков. Взрослый Шриканто оправдывает своего друга: его воззрения были «…совершенно детскими, но …сколько было в них настоящей, большой правды. …как мог он, нигде не учась, иметь такие точные и самостоятельные суждения, подчас идущие вразрез с общепринятыми канонами и верованиями. …его личная правда, правда его сердца, была в то же время и правдой общечеловеческой. …его самобытное, непосредственное мышление ухватывало самую суть вещей и явлений». Страница 38-я. И разумеется, Индро «…никогда не отводивший в своей душе места неправде, всегда мог обрести истину, а с нею и счастье». Страница 38-я. Читатель, между тем, надеется, что образ Шриканто заполнит недостающее звено эволюции от русских народников к американским хиппи. Гашиш. Флейта. Поэзия. Бродяжничество. Преодоление социальных барьеров. Фенечки. Брахман-хиппи, почему нет? Только без рок-фестивалей.

Comments are closed.