Плохое отношение к городам

Китайские писатели свидетельствуют о гармонии между человеком и окружающим миром, которая существовала совсем недавно и была разрушена прямо на их глазах. Чэнь Инсун в рассказе «Почему кричит сойка?» рассказывает об уничтожении природы в горах, до которых добралось современное шоссе: леса, лекарственные травы, животные — всё выгребается для продажи, — и добрые отношения между людьми, и сами человеческие жизни. Дорога — это щупальце города. Главный герой рассказа вменил себе в обязанность возвращать раненых и погибших во время аварий людей из пропастей снова на дорогу. Он связной между горами и дорогой, между духами и людьми. Он видит, что вред, который люди наносят горам, и опасности, которым они при этом себя подвергают, несоразмерны их добыче. Вряд ли разумные люди стали бы поступать подобным образом. Люди подчинены какой-то внешней силе, которая использует их в своих, не поддающихся разумению целях. Сила находится где-то там. В городах? Да, похоже, что в городах. Цао Чжэнлу в рассказе «Багровое облако» описывает островитян, которые превратили свой остров в известковый карьер: гашёную известь они производили из кораллов. «Когда кораллы истощились, вся артель, как саранча, сорвалась на новое место, об острове окончательно забыли». Страница 279-я. Современная китайская проза. Багровое облако: антология составлена Союзом китайских писателей. М. — Спб. 2007-й год. Аст-Астрель. Перевод Н.Ю.Демидо. Бывшие островитяне построили на материке дома, сдают их в аренду и живут припеваючи. Задача — не дать им возможность перегнать на известь Евразию. Сила, которая управляет обезумевшими островитянами, находится не в них — она тоже где-то далеко. Из городов исходят опасность, несправедливость и дисгармония. Так видит ми Сяо Лэй из рассказа Гуйцзы «Мокрая река». В вагоне поезда, увозившего его из деревни, он чувствует приближение города: «…люди изо всех сил орали тем, кто впереди, чтобы те потеснились, потеснились, потеснились! …окружающие казались ему уже не людьми, а стадом коров, погоняемым пастухом. …и только тогда он понял, почему в стране борются за плановую рождаемость…» Страница 221-я. Кто этот пастух? Опять возникает представление о внешней безличной силе, погоняющей этих людей. Впрочем, гармония встречалась внутри городов. На Пятый, герой рассказа Дэн Юмэя «Пройдоха На Пятый» обнаруживает такое место внутри Пекина тридцатых годов прошлого века: он «…жил в Пекине не один десяток лет, но даже и представить себе не мог, что в городе есть такие места, где люди живут подобным образом. Они не бедны, но и не богаты. Они не покупают подержанного платья, чтобы пустить пыль в глаза показной роскошью. Они не попрошайничают и не разбойничают. Не лебезят перед власть имущими, но и не задирают носа. Простота — норма всей их жизни». Страница 197-я. Они делают верёвки из соломы и занимаются боевыми искусствами. Впоследствии выясняется, что это была подпольная коммунистическая группа. Горы, остров, коммуна. Город всё это разрушит и опустошит.

Comments are closed.