Новые африканские диссипативные сказки

Требуется большая цитата. Уильям Бойд пересказывает в романе «Браззавиль-бич» одну из легенд времён войны в Биафре: «…к 1970-му году положение на фронте практически перестало меняться, началась война на истощение. Контролируемая мятежниками территория уменьшилась, но дальнейшее наступление захлебнулось. Боевые действия превратились в осаду. Ситуация — в патовую. И вдруг …всё закончилось в считанные дни, со скоростью, которую никто не мог предвидеть. После войны стало известно, почему силы мятежников внезапно пришли в состояние коллапса. Армия Биафры, уступая противнику и в живой силе, и в технике, боролась слишком отчаянно и упорно даже для людей, знавших, что их дело обречено. Этот пыл и энергия были порождены суеверием. Большинство офицеров подпало под власть служителей некоего культа, заклинателей духов или «пророков», как их там называли. Они настолько интегрировались в структуру армии, что многие из них были просто приписаны к соответствующим воинским подразделениям. К 1970-му году они пользовались таким влиянием, что офицеры отказывались отдавать приказ «в атаку» или вести своих людей в бой, если «пророки» не считали, что высшие силы этому благоприятствуют. Офицеры часто оставляли свои подразделения и уходили с линии фронта, чтобы участвовать в молитвенных собраниях, организуемых в тылу наиболее известными «пророками». Генерал Оджукву, стоявший во главе тогдашнего режима Биафры, понял, что теряет контроль над армией, и попытался ограничить влияние спиритуалистов. В качестве первого шага он арестовал одного из самых вдохновенных и авторитетных пророков… и обвинил его в ритуальном убийстве. Военный трибунал призвал его виновным, его срочно казнили. Боевой дух биафрийской армии выветрился незамедлительно и полностью. Солдаты просто отказывались воевать и либо сбегали с поля боя, либо стояли в сторонке, словно погружённые в транс. Нигерийская армия продвигалась, не встречая сопротивления, занимала город за городом без единого выстрела… Казнь известного священнослужителя за ритуальные убийства означала проигранную войну». Страницы 296-я и 297-я в издании 2002-го года. Амфора. Спб. Перевод Е. Дунаевской. Казнили — разбежались. Не казнили — разбегались. Чтобы не насмешить читателя в ответственный момент развития романа Уильям Бойд закрывает рассказанную историю размышлениями о диссипативных системах: «…в большинстве систем эта потеря [потеря энергии на трение] происходит постепенно, её можно измерять и прогнозировать. Но бывают другие диссипативные системы, разрывные и беспорядочные…» и так далее. «Самая диссипативная система на свете — это война. Она вопиюще неустойчива и совершенно непредсказуема». Ошеломлённый читатель пытается вспомнить хоть что-нибудь из школьного курса физики. Он пристыжен и заинтригован. В общем, он ждёт новых африканских сказок. Конечно, диссипативных. На меньшее он теперь вряд ли согласится.

Comments are closed.