Зацепка

Okno 5 Посетил первый в России, как уверяют знающие люди, металлургический завод-музей. Удивительная смелость замысла — завод-музей! Старый, но работавший ещё в 1987-м году. Для меня это почти как страна-музей. Или планета-музей. Хотя после посещения завода-музея нет ничего такого, что нельзя было бы музеем вообразить. Правда, часть цехов завода продолжают действовать — замысел до конца в жизнь не воплощён, — но заслуг музейных работников это нисколько не принижает. Любовался домнами, вагонетками, турбинами, водными коробами, подпорными стенками, радиальными отстойниками, мартенами, машинами для подачи шихты, подъёмниками, бадьями, арочными перекрытиями, клёпаными конструкциями и шламом. Закоснелое эстетическое сознание, воспитанное на лучших образцах барокко, авангарда и модернизма, многое выбивает здесь из колеи: не знаешь что принять за точку отсчёта, за что мысленно зацепиться, как это встроить в собственную картину мира. Космонавтов, которым будет грозить встреча с иными цивилизациями, будут тренировать здесь общению с инопланетянами на машинах для засыпки шихты — чтобы там, в космосе не удивляться до потери сознания. Такие железные земляне дадут фору любым формам жизни. Здесь теряешь культурную ориентацию, забываешь о художественных иерархиях. Со страху прилепляешься мыслью к чему-то более или менее понятному. Малые голландцы — не малые? Мондриан — не Мондриан? Клее — не Клее? Вроде бы вот что-то более или менее родное — решётка. Но два человека — один с деньгами, а другой с красками, — которые поместят завод-музей в контекст мирового искусства, навсегда войдут в историю человечества. А может быть, и в историю Галактики. Нижний Тагил. Планета Земля.

Comments are closed.