Воинский мотив

И ещё несколько слов о книге Альберта Санчеса Пиньоля «Золотые века», но уж на этом всё. И бежать. Не отпускают в первую очередь полые персонажи книги, которые могут иметь недостаток, то есть полость, даже в виде некоторой избыточности, например у них могут быть рожки или пуля в ноге. Есть, то есть, полые люди положительные физически — полые через избыток — и есть полые люди физически отрицательные, имеющие лишь отчасти облик человека — полые через пустоту. Первые оказываются у Альберта Санчеса Пиньоля персонажами приятными, именно положительными, а вторые неприятными, отрицательными. Проблема полых отрицательных людей — старая. Например, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин говорил об одном из своих персонажей: «…Таких людей довольно на свете, и все они живут особняком, не умея и не желая к чему-нибудь приютиться, не зная, что ожидает их в следующую минуту, и лопаясь под конец, как лопаются дождевые пузыри. Нет у них дружеских связей, потому что для дружества необходимо существование общих интересов; нет и деловых связей, потому что даже в мертвом деле бюрократизма они выказывают какую-то уж совершенно нестерпимую мертвенность». Один из персонажей Альберта Санчеса Пиньоля обрёл облик тени, но, в целом, до такой крайности как пузырь он не доходит: огородное пугало, манекен, ватный или пластиковый снеговик — вот его полые люди. В рассказе «История пугала, которое не желало отпугивать птиц» он сталкивает полых людей двух типов — отрицательного — это как раз пугало — и положительного ворона. Почему ворон положительный, то есть полый через избыточность? Потому что он думает как человек, говорит как человек, хитрит как человек, умеет считать, то есть он просто человек, но при этом он имеет избыток — он ворон! Пугало такого избытка не имеет — оно скроено по подобию человека, но оно пусто — это видимость человека, хотя и говорящая. Это различие важно понимать, потому что ворону доверено некое важное сообщение: он рассказывает пугалу сказку, которая вынесена за пределы рассказа и сделана отдельным рассказом — «Царь Царей и два города». Некая империя покоряет весь мир. Ей остаётся завоевать два города на некоем полуострове. Город счетоводов и город воинов. Царь Царей сообщает послам этих городов, что «…он разграбит и подчинит своей воле оба города, но сохранит жизнь тому из них, который сумеет предложить ему более богатый дар». Страница 333-я. Издательство Астрель:Corpus. 2011-й год. Москва. Перевод Нины Авровой Раабен. Счетоводы предлагают неслыханные богатства. Воины — все вышеуказанные богатства, и сверх того — головы счетоводов, которые будут «…переданы вам в мешках из козьих шкур». Страница 337-я. В общем, воины оказались лучшими счетоводами. Но возникает мотив общества полого через избыток, то есть положительного — общества воинов, — который излагается положительным же персонажем — вороном. Не сложно понять, чьё предложение выберет Царь Царей. Кто у нас нынче царствует над царями? Народ. Какой народ? Смотри выходные данные.

Comments are closed.