Простота пустоты

Избыток может иметь значение недостатка, то есть как будто пустоты. Например, жирафьи рожки на головах селенитов, которые отличались от людей ещё только бело-чёрным цветом кожи, являлись избытком с точки зрения землян, и в их же глазах были недостатком. Диалектике избыток-недостаток-пустота собственно и посвящена книга рассказов Альберта Санчеса Пиньоля «Золотые века». Издательство Астрель:Corpus. 20011-й год. Москва. Перевод с каталанского Нины Авровой Раабен. Рассказ «О временах, когда люди падали с Луны» как раз говорит о селенитах с рожками. Теряя рожки, селениты приобретают достаток в прямом смысле, становясь благополучными в материальном отношении, и достоинство, обретая социальное значение на Земле, и таким образом, переставая быть частично полыми, но становясь наполненными. Теряя, приобретают и напротив: в рассказе «Конец света» трое властителей мира становятся на сторону сша в их войне против Испании. Расчёт состоит в том, чтобы покончить с жизнью, воюя на стороне тех, кто по всем расчётам слабее Испании. Но Испания войну проиграла. Альберт Санчес Пиньоль меланхолически замечает: «…дело было в том, что волею рока сторона тех, кто властвует над миром, не являлась местом географическим, они сами были этой стороной». Страница 211-я. Трудно с этим согласиться в рамках философии сборника: они выиграли, потому что выбрали слабую сторону, то есть некий недостаток, и приобрели, хотя приобретений не желали. Инвалид судостроительной промышленности из рассказа «Сверхъестественный человек-ядро», сделавшись в результате производственной травмы именно ядром, одновременно получил способность к полёту. Рассказчик объясняет эту его способность чудом, но предложенной диалектики достаточно. Рассказы Альберта Санчеса Пиньоля полны увечных людей, то есть имеющих какой-нибудь физический избыток — например конголезского жука в пенисе, кашалота в слезе, — который приводит к недостатку, например, к неспособности плакать, а тот, в свою очередь, снова к наполненности. Как при этом возникают устойчивые полые люди? К таким полым людям относится пугало из рассказа «История пугала, которое не желало отпугивать птиц». Пугало умело говорить, имело память, чувства и карьерные соображения — конечно, это человек, но полый — кол, тряпьё, пустая тыква. Почему его недостаток не сделался наполненностью? Вершина сборника — рассказ «Прегрустные превращения», который описывает целое полое семейство. Их посмертная полость связана, как ясно из тона рассказа, с их нравственным состоянием до смерти. Пустота — воздаяние. И это такая пустота, которая именно наводит на мысль о пустоте — пустое тело, как, например, тело пугала. Физический недостаток приводит к наполненности. Нравственный недостаток — к пустоте. Не верится, что целая книга рассказов может быть так просто устроена.

Comments are closed.