Мне нужен космос

Страшно в этом признаваться после двадцати пяти лет засилья фарцы. После унижения символов, достижений, артефактов и самих людей космоса. После долгого, тягучего осмеяния мечты. Жан Парвулеско, автор романа «Португальская служанка. Отрывки из дневника», вообще, советует помалкивать: «…следует иметь внутри себя великий страх и уметь, говоря об этих вещах, должным образом их скрывать». Страница 313-я в издании 2009-го года. Издательство «Амфора». Спб. Перевод с французского языка В. Карпца. Эти вещи — космос. Редкий случай определённости в образной системе Жана Парвулеско, которая так устроена, что не позволяет привлечь его ни к уголовной, ни к административной, ни, тем более, к онтологической ответственности, какие бы мыслительные вольности он себе не позволял. «…вокруг меня сжимается космическая ловушка моей судьбы», — мужественно замечает он на странице 312-й, имея в виду Землю. Не каждый отважился бы на подобное признание и прежде, не то что нынче, хотя всем ясно, что мы находимся в планетарной ловушке. В человеколовке. Но не должно оглядываться на рабское правило не замечать своей неволи: «…если существует конечное освобождение нашего мира и истории, предусмотренное как часть грядущего всеобщего космического освобождения — нового, тотального, решающего, — то историческое, сверхисторическое свершение этого Великого Освобождения будет явлено как возложенное поручение и исполненное задание запуском новой Живой Мистерии». Страница 312-я. Возложенное поручение, исполненное задание, запуск — какие слова! «Я говорю о космическом Великом Освобождении, которое уже на марше [роман был издан на языке оригинала в 1987-м году] и призвано, чтобы со всей несомненностью противостоять тому, что ведическая традиция наших именует Великим Растворением… Обращению во прах». Страница 312-я. То есть, противостоять смерти. Новая Живая Мистерия «…не может состояться и тем более действовать и сознавать себя иначе как чрез обретение определённой и точной экзистенциальной идентичности [через отказ от мировоззрения фарцы, приоритета мелкого корыстного расчёта], не может состояться без самоопределения в частном опыте [требует мужества и отваги], в личном бездонном приключении [требует самоотречения], вменённом каждому из участников тайной любовной встречи [встречи с бессмертием], опознаваемой в качестве несущей в себе и призванной через перемены «в час, предусмотренный после свершения всей вечности» открыть настоящее лицо этого мира и тайного устроения правящих им небес». Страница 312-я. Чтобы не оставалось сомнений в смысле сказанного Жан Парвулеско добавляет: «…Великое Освобождение оказывается вовлечённым в свершение Живой Мистерии собственной непосредственной исторической проекции, её прямого, кровавого и трепещущего экзистенциального воплощения». Страница 313-я. И наконец, несколько слов в качестве укора: «…на самом деле мы не проиграли нашу игру — это она, оставленная нами, нас проиграла, нас в нашей борьбе, а вместе с нами — и весь наш мир». Страница 311-я. Жан Парвулеско провидец. Мелкие лавочники лишили себя надежды на бессмертие.

Comments are closed.