Эссе о пропавших вещах

«…не состоят ли наши вещи в заговоре против нас? Распространяется ли на них, на все эти предметы, населяющие ближнее, граничащее с внутренним, пространство нашей жизни, презумпция невиновности?» Разумеется, нет. Жан Парвулеско. Португальская служанка. Отрывки из дневника. Издательство «Амфора». 2009-й год. Перевод В.Карпца. Спб. Страница 173-я. В мгновения, когда Жан Парвулеско в своём дрейфе из инфернальных глубин в метагалактические высоты и обратно вдруг оказывается на уровне бытия, где любящая женщина, дом, сад, горят дрова в печи, понимаешь, насколько обострены его чувства, как велика его боль и до какой степени он вовлечён в духовную, а может быть, и в оперативную борьбу. Трижды гаснет и вспыхивает электрическая лампочка в настольном светильнике. Чтобы это могло быть? Ветви яблонь под ветром задели провода? Или это «…знак, поданный мне? Но знак чего и кем поданный? Хотят ли они вновь установить со мной, вернувшись к своему деланью, связь?» Страница 162-я. Вызывает вопросы и спокойный ночной сад: «…кто алчно следит за мной из глубины сада, из глубины ночи?» Страница 162-я. Камин в комнате: «…странное ощущение невидимого — совсем рядом со мной, — внимательного присутствия, а ещё точнее, присутствующего внимания, исходящего от западной стены моей комнаты (где располагается большой, красного мрамора, камин…)» Страница 165-я. Прочитанные книги толкуются в духе проявления невидимого. Любимая женщина, измученная беспрерывной борьбой, которую ведёт Жан Парвулеско, призывает любить её такой, какая она есть: «…скверной, неисправимой, посвящённой той абсолютной свободе, которую ты называешь абсолютным злом, любить божественной любовью во зле, ведь я люблю зло и делаю всё, чтобы его познать …всё то, что для меня бытие для тебя небытие, и ты должен понять: то, что для тебя бытие, для меня небытие». Страница 152-я. И конечно, вещи — они требуют присмотра: «…почему некоторые вещи, как будто их и не было, ночами воровским манером уходят в тень отсутствия и безвозвратно покидают зону нашего внимания? Что, более того, кто стоит за всем этим непристойным передвижением, за этой роковой утечкой вещей? Не для того ли они исчезают, чтобы затянуть нас в зыбучие пески самого постыдного процесса утраты, соскальзывания в водовороты промежуточной пустоты, а быть может, и дальше, на гибельно-регрессивные пути к неразличимости, к предначальным сумеркам всего постыдного, уже внутри самих нас? Оно, это постыдное, соединено с пустотой внутри пустоты, с бездной вот этой самой неразличимости всех вещей вообще. Не есть ли наша с вещами вражда лучшее, я бы сказал, самое поучительное и твёрдое доказательство непреложного факта беспрерывного подземного вмешательства в наше существование?» Страница 173-я. Не трудно правильно ответить на поставленные Жаном Парвулеско вопросы, если обратиться не к мелким вещам, а к более крупным объектам, например, к городам, атомным электростанциям, дорогам, мостам, системам пво или шатрам в пустыне. Всякому наблюдателю ясно, что их атакуют именно подземные силы.

Comments are closed.