Эффективная историография

Человек в той или иной степени знает историю своего рода: во всяком случае нередко можно встретить людей, которые знают, где и как познакомились его родители. И почти всегда это истории каких-то длительных путешествий, перемещений в пространстве: папа отправился служить на восток, а там, в деревне, которая находилась рядом с погранзаставой, его дожидалась мама. Или мама и папа из двух точек, находившихся в разных концах огромной страны отправились на учёбу в столицу, или на ударную комсомольскую стройку, на целину, и вот там, на дискотеке они и встретились. Их встреча стала возможной потому, что народ в целом переживал время бурных перемен. Но если даже, как кажется, в судьбу папы и мамы география и миграции не вмешивались, то зато вмешались революции и прочие социальные катаклизмы, которые порушили перегородки, через которые, не будь они убраны, потенциальные папы и мамы никогда бы не перепрыгнули — сословные, кастовые, религиозные, этнические и даже имущественные. Русский человек, если только взглянет правде в глаза, увидит себя одновременно потомком дворян и крестьян, христиан и мусульман, русских и нерусских, горожан и селян, ссыльных и местных, раскулаченных и коммунистов, заключённых и тюремщиков. Хорошо это или плохо — не важно, важно, что так получилось. И важно, что в этом «получилось» играли свою роль и мелкие случайности, и могущественные силы, без которых так никогда не получилось бы. А физически исправить ничего уже нельзя. Нельзя выбросить из цепи встреч, приведших к появлению на свет каждого отдельного современного русского человека, какую-то одну встречу и сделать этого человека более, например, трудолюбивым и платёжеспособным. Но это можно сделать на символическом уровне. Можно сосредоточиться на каком-либо отдельном факторе или даже эпизоде из истории рода или народа в целом и попытаться символически выбросить его. Осудить, забыть, дискредитировать. В физическом мире от этого выбрасывания сразу как будто ничего не изменится, но изменится в мире ментальном: человек получит ясно указание на свою никчемность. На то, что он занимает низшую строчку в иерархии тех, кто мог появиться на свет и не появился, а это всегда лучшие. Худшие с такой точки зрения не просматриваются. Осуждая некий фактор в прошлом своего рода или народа, человек осуждает и принижает сам себя, потому что он таким образом наследует худшим, и тем самым ставит себя в совершенно невыгодное положение. Прежде чем отнять, должно унизить и запугать. Более того, раз из истории рода выбрасывается одно какое-нибудь звено, значит следующие звенья тоже не будут существовать. Тут забирай всё. У нерождённого не может быть родившихся потомков. Эффект бабочки: Рэй Бредбери первым описал его в 1952-м году в рассказе «И грянул гром». И.В.Сталин — бабочка.

3 Responses to “Эффективная историография”

  1. sergei:

    не могу не отметить: лучший пост месяца, можно не смотреть что будет в промежутке с 10 по 31 -))

  2. admin:

    Ладно тебе…

  3. sergei:

    Ладно!