Колесо справедливости

Читаю, начав с конца, сборник рассказов Кима Мунзо «Самый обычный день: 86 рассказов». Издательство «Иностранка». Москва. 2010-й год. Перевод Нины Авровой-Раабен с каталанского языка. Того самого,  употребление которого преследовалось в Испании в уголовном порядке аж до 1975-го года. Один цент в европейскую гуманистическую копилку. У рассказов замкнутая, круговая структура: они кончаются там же, где и начались, и начинаются там же, где кончились. Удивительное искусство Кима Мунзо заключается в том, чтобы создавать истории, не рассказывая более того, что можно найти в первых их строчках. А удовольствие читателя, в его очередь, состоит в том, чтобы насладиться гением автора, который умеет всякую историю свернуть в кольцо. Большая круговая структура, то есть рассказ в целом, содержит в себе множество мелких круговых структур, которые увеличиваются в размерах, но каждый раз остаются замкнутыми. В рассказе «Центростремительная сила» «…человек безуспешно пытается выйти из квартиры …стоит ему открыть дверь, как всегда происходит одно и то же: он оказывается не на лестничной площадке, а снова в прихожей той самой квартиры, из которой в эту самую минуту пытается выйти». Страница 543-я. Пожарные, попавшие в эту квартиру, не могут выбраться из дома, в котором она находилась, всё-время попадая на один и тот же этаж, затем похоронная процессия, взявшая в этом доме начало, закружилась в городе, не умея найти кладбища, то есть окончательного пристанища. В рассказе «Голод и жажда справедливости» человек со странным для Каталонии именем Робин Гуд «…глубоко ненавидит социальную несправедливость». Страница 507-я. Так же, как его английский тёзка, он принимается за справедливое распределение богатства, отнимая его у богатых и отдавая бедным. Можно позавидовать упорству, с каким Робин Гуд экспроприирует экспроприаторов — впечатляющий список изъятого у них имущества, включающий даже ковры из Туркменистана, Ким Мунзо приводит. И «…прежние богачи теперь, собственно говоря, таковыми не являются. Совершенно очевидно, что они сейчас куда беднее бывших бедняков, которые ныне страшно разбогатели. С одной стороны, это произошло благодаря дорогим подаркам, которые дарил им Робин Гуд, а с другой — благодаря успешной политике инвестиций, приумножившей их состояние. …теперь …богачи живут в нищете, а бедняки купаются в роскоши и сорят деньгами. На месте их старой лачуги теперь стоят коттеджи с бассейнами, саунами и последними достижениями домотики. …в коттеджном посёлке бывших бедняков почти каждую неделю устраивают если не оргии, то вечеринку с барбекю». Страницы 514-я и 515-я. Кажется, что Робин Гуд должен опустить руки. Если бы история имела структуру линейную он так бы и поступил, но в колесе рассказа Кима Мунзо он вынужден бесконечно сражаться за справедливость: «…его охватывает гнев. С самого раннего детства он испытывал негодование, взирая на то, как богатые купаются в изобилии, в то время как бедняки страдают от нищеты». Страница 515-я. Он натягивает маску и поворачивает коня в сторону коттеджного посёлка. В сторону начала.

Comments are closed.