Густав сделал Фишмана

Понимаю, что я был последним зрителем, который посмотрел художественный кинофильм «Край», но спешу поделиться впечатлениями. Весёлая сказка с намёком — это жанр. Сказку и намёк можно при этом поменять местами. Посёлок в тайге, населённый русскими, если иметь в виду язык, поселенцами, живущими на тонкой грани между лагерем и волей. Время: сразу после войны. В массу русских вплетены армяне, немцы и представители палеоарктических народов — этно-расовый элемент важен для фильма. Род занятий поселенцев — добыча леса. Правда, за всё время фильма им удаётся добыть и загрузить только одну неполную железнодорожную платформу. Наглядно показана неэффективность подневольного коллективного труда. В это же время главный герой фильма и его нежданно обретённая немецкая подруга восстанавливают брошенный в тайге паровоз и железнодорожный мост через широкую и бурную сибирскую реку. Наглядно показана эффективность частных усилий, основанных на свободной воле. Поселенцы голодны, живут в бараках, одеты в грязные фуфайки, но при этом подвижны, веселы, смешливы, агрессивны, физически сильны, вороваты и сексуально озабочены. Тела поселенок (поселянок), — оператору однажды удаётся рассмотреть их в бане, — выше всяких похвал: никаких признаков анорексии, болезней или увечий на них не обнаруживается. Не смотря на это в посёлке есть только один ребёнок — немецкий мальчик, привезённый из Германии — демографическая ситуация в посёлке крайне тревожная. Три поселковых паровоза олицетворяют (если можно так сказать о паровозах) некие движущие силы. Один олицетворяет, по-видимому, моральное начало: его машинист напоминает героям о недопустимости езды по встречке и стрельбы в женщин из пистолета. Но именно этот паровоз захватывает Фишман, — босс с узловой станции, — подменяя начало моральное началом тоталитарным. Паровоз главного героя олицетворяет начало модернизационное, связанное с индивидуализмом и немецким влиянием. Название его — «Густав». Третий паровоз не имеет названия, но именно на нём распинают шкуру убитого медведя. Убийство медведя было табу, но он попадает как раз под этот третий паровоз и жители посёлка съедают его. Герои фильма беспрестанно устраивают гонки на паровозах, не смотря на угрозу быть обвинёнными во вредительстве и тому подобном. В финальном заезде «Густав» жестоко делает Фишмана, который как будто должен быть растерзан, но над ним раскрывается «золотой парашют». Он получает велосипед — ехать на нём по заснеженной тайге неудобно, но это велосипед, а не пуля в затылок; нам сообщают, что он фронтовик, а это, считай, страховой полис; его дочь погибла на фронте — мы это помним и никогда не забудем; и наконец, выясняется, что Фишман — это просто псевдоним, связанный с номером паровоза. Подлинный Фишман — это одна из движущих сил исторического процесса, поэтому мы не будем припоминать ему его грехи, например, террор. В финале фильма немецкая мама и немецкий ребёнок поют русскую песню, которая летит над бескрайними сибирскими просторами. «Фишман» — на запасный, «Густав» — на линию. Русский народ рукоплещет. Распятый медведь молчит.

4 Responses to “Густав сделал Фишмана”

  1. vicm:

    Апофеоз есть. А где мораль?

  2. admin:

    Теперь Вами будет править Густав.

  3. sergei:

    видимо, я посмотрел предпоследним. но сказать лучше, чем ты — не-воз-мож-но!

  4. admin:

    Спасибо. «…я впервые в жизни познал сладость первенства среди других. Ощущение это оказалось весьма приятным. И я им наслаждался. Видно, предчувствовал, что оно дано мне не навсегда». Твоя похвала застала меня на этих словах Томаса Бернхарда. «Всё во мне…» Страница 505-я.