Самурай, потерявший работодателя

Преданность японского работника делу и работодателю достигла таких показателей, что стала представлять опасность для дела и для работодателя. Интересы самого работника нас не интересуют: если бы речь шла об опасности только для него, то и бодхисаттва с ним! Масахико Симада в рассказе «Породистый бездомный пёс» из книги «Царь Армадилл» показывает неведомую ипостась знаменитой сентенции «я выполнял приказ». Вот она: «я выполнял контракт!» Точнее, пожизненный контракт, хотя слово это здесь ни разу не произносится. Подразумевается. «Контракт» — превращённая тема аристократизма, или преданности. Или служения не смотря ни на что. В японском варианте: даже не смотря на то, чему служишь. Об аристократизме в рассказе Масахико Симады говорят много. Отсюда  название: «породистый» и «пёс» относятся к сущности героя; «бездомный» — к его положению вне контракта. Из всех видов этнических состояний японец — состояние самое тяжёлое. Но это не значит, что нет среди них варваров и дикарей: «…кто бы что ни говорил, японцы — вовсе не аристократическая нация!» Страница 66-я. Впрочем, у варваров и дикарей есть свои обязанности и своё служение. Есть ответственность перед публикой и, в конце концов, перед собственным образом: главный герой, видите ли, нанялся к одному рок-идолу «…в качестве консультанта и одновременно устроителя его любовных дел». Страница 59-я. Дело было одно: ему предстояло свести своего работодателя с Акико, неприступной женой адвоката, которая испытывала к рок-идолу одно только презрение. «…она унаследовала качества, которыми в течение пяти столетий обладали её предки, и презрительно относилась к тем деятелям культуры и политикам, кто, по её мнению, способствовал моральному разложению Японии…» Страница 73-я. Рок-идол в свою очередь её ненавидел, но желал. «…пока мир не изменится, не изменится и моя собственная вульгарность. Поэтому лучше вычеркнем из этого мира благородные и утончённые натуры, и тогда все станут такими, как я». Страница 71-я. Такая любовь. Масахико Симада называет её классовой борьбой. При этом главный герой рассказа не робот, не зомби. Он разумная личность, способная к рефлексии, к иронии и к пониманию последствий своих действий, к соблюдению собственных интересов. Его эгоизм, правда, равен служению. Разжигая пламя классовой борьбы, он исполняет обязательства перед работодателем. С одной стороны… в лице… с другой стороны… в лице… договорились о нижеследующем… Работодатель его погибает. Акико погибает. Сам главный герой оказывается без работы, но ему не в чем себя упрекнуть. «…хочу поскорее опять стать бродячей собакой! Я не гожусь для того, чтобы быть японцем!» Страница 78-я. Главный герой рассказа оговаривает себя. Годится.

Comments are closed.