Недопустимо

Десерт: статья А.Кофмана «У истоков «магического реализма». Послесловие к роману Франсиско Эрреры Луке «Луна доктора Фауста». Роман перевёл Александр Богдановский. Издательства эксмо (Москва) и «Домино» (Санкт-Петербург). 2004-й год. Франсиско Эррера Луке считал «…конкистадоров патологическими личностями и говорил о «психопатологическом наследии» первых колонистов, которое, по его мнению, ныне сказывается в высоком проценте психических заболеваний среди населения страны. Эта концепция со временем несколько смягчилась, но отголоски её слышны и в публикуемом романе…» Страница 423-я. Речь о населении Венесуэлы. Франсиско Эррера Луке на самом деле описывает Филиппа фон Гуттена и многих из его спутников как людей, у которых есть проблемы с психическим здоровьем. Но «…правомерно ли веру Гуттена в чудо и маниакальное упорство в достижении цели считать психическими отклонениями?» Страница 423-я. Следует ответ на 424-й странице: «…изучение эпохи конкисты и деяний конкистадоров приводит к убеждению, что этими чертами [верой в чудо, маниакальностью, галлюцинированием] Гуттен нисколько не выделялся среди прочих первопроходцев Индий. …Кортес …Писарро …Сото …все они верили в чудо, все они были одержимы чудом. Что же касается случаев мифологического галлюцинирования, то им в эпоху конкисты было несть числа: хроники XVI в. буквально переполнены сообщениями об увиденных чудесах. …выходит, если Гуттена мы сочтём психопатологической личностью, то таковыми придётся признать всех первопроходцев и колонистов Америки, включая её первооткрывателя Колумба, который настойчиво искал мифический остров Антилию Семи Городов, землю кинокефалов (людей с пёсьими головами) и остров амазонок Матинино, а так же земной рай… Нам придётся признать «ненормальными» вообще всех европейцев той эпохи, ибо все они, включая самых просвещённых людей, безоговорочно верили в чудо и готовы были принять за правду самые невероятные сообщения из Америки. [Автор статьи неожиданно урезал проявления европейской психопатологии до веры в чудо, хотя в начале его рассуждений речь шла о маниакальности и галлюцинировании. А в тексте романа можно найти примеры других, куда более тяжёлых расстройств, проявлявшихся одновременно в большом числе персонажей.] Иначе говоря, нам придётся признать «патологической» всю культуру эпохи великих географических открытий, а это уже совсем недопустимо«. Да отчего же недопустимо? Да отчего же только эпоху великих географических открытий? Если бы мы признали европейскую культуру «патологичной» вообще и задали вопросы о причинах такого болезненного её состояния, то, может быть, нашли и ответы на них, а вместе с ними и противоядия? Нет, недопустимо. «…ибо речь идёт вовсе не о склонности характера и особенностях личного сознания — а именно о мировосприятии, которое питало веру в чудеса новооткрытых земель и заставляло воспринимать Америку как «страну больших чудес». Страница 424-я и 425-я. В общем, европейская «патологичность» сведена к вере в чудо. Остальная часть статьи посвящена выяснению её генеалогии — от античных составителей бестиариев до рыцарских романов и отчётов колонистов. Франсиско Эррера Луке, наверное, нашёл бы что на это возразить.

Comments are closed.