У евреев не было расхождений с Третьим Рейхом

Расхождения были у Третьего Рейха с евреями. Так, по крайней мере, утверждают Ханна Арендт в книге «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», которую мне довелось недавно прочесть, и Марсель Райх-Раницкий в книге «Моя жизнь». Издательство «Новое литературное обозрение». Москва. 2002-год. Перевод В.Брун-Цехового. Эту книгу я сейчас читаю. Марсель Райх-Раницкий уверяет, что евреи могли бы примириться со всеми другими преступлениями национал-социалистов, и даже с антисемитизмом, если бы он был направлен против других евреев. «…было немало таких, которые пытались себя уговорить, что антисемитская травля направлена в принципе против евреев — выходцев из Восточной Европы, а не против тех евреев, которые на протяжении столетий жили в Германии. Те, кто воевал во время Первой мировой войны и были награждены орденами, испытывали особую уверенность в том, что с ними ничего не может случиться». Страница 56-я. Антисемитская травля направлена против тех, кто не воевал в Первую мировую войну. Против тех, кто не награждён орденами и медалями. «Можно кратко сформулировать, что годами удерживало евреев от эмиграции, — вера в Германию, поколебавшаяся только после «Хрустальной ночи», «ночи имперского погрома» в ноябре 1938-го года, да и то отнюдь не у всех евреев, живших в Германии». Страница 56-я. Антисемитская травля направлена против тех, кто не верит в немецкую культуру! Мальчишки, пытавшиеся преодолеть возникшую вдруг изоляцию, вступали в Еврейский союз бойскаутов Германии и ходили в походы. «…конечно, мы пели песни, но не еврейские туристские песни, потому что их просто не было. …причём нас нисколько не заботило то обстоятельство, что их автор …был приверженцем нацистов, более того, восхищался ими». Страница 57-я и 58-я. Нас не тронь. Мы восхищаемся немецкой культурой во всех её проявлениях. Идите, лучше, к полякам. Более того, говоря о книге Теодора Герцля «Земля возрождения», Марсель Райх-Раницкий замечает, что «…современное государство евреев сначала было частью немецкой литературы, романом, не особенно значительным в художественном отношении, но имевшим поистине большие последствия». Страницы 58-я и 59-я. Один из руководителей бойскаутов однажды устроил для мальчишек поэтические чтения. Он вышел к ним в военной шинели времён Первой мировой войны и начала читать поэму «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке». «…в седле, в седле, в седле — несёмся вскачь сквозь день, сквозь ночь, сквозь день. В седле, в седле, в седле, в седле. И устала отвага, и велика тоска». Страница 59-я. Немецкая травля направлена против тех, кто не чтит память павших за Родину. Но такой же восторг перед Германией испытывали и восточно-европейские евреи. Ханна Арендт утверждает, что здесь евреи надеялись на то, что немцы преследуют только коммунистов, функционеров, душевнобольных, партизан и цыган. Но не тех, у кого в руках футляр от скрипки. Нееврейское население, конечно, можно упрекнуть в безразличии к судьбе евреев, но его нельзя упрекнуть в особом, уникальном безразличии. Все думают только о себе.

Comments are closed.