Три типа сексуальных отношений и их последствия

Тип сексуальных отношений, исповедуемый Морверн Каллар, можно назвать музыкально-наркотическим. Это секс вечеринок и дискотек. Секс, музыка и алкоголь. Секс, музыка и наркотики, наиболее распространённые на дискотеках в конце восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого века. Без музыки и химического опьянения в романе Алана Уорнера «Морверн Каллар» секса не бывает. Эпоха спида. Секс сделался смертельно опасен. Главный реквизит сексуального революционера – презерватив. Алкоголь и музыка заглушают не стыд, как было положено раньше, а страх. Контроль до начала полового акта – всем надеть презервативы! – и контроль после – вот мой презерватив, целый и невредимый. Презерватив выполняет роль магического кинжала – между нами был кинжал. Между нами был презерватив, а значит, ничего не было. Или, говоря другими словами, если есть презерватив, то всё позволено: презерватив покончил с грехом. Но остался страх. Простой страх, с которым справляется музыка и алкоголь. Турецкая девочка, главная героиня романа Эмине Севги Эздамар «Мост через бухту Золотой Рог» увлеклась половыми отношениями на пятнадцать лет раньше Морверн Каллар. Тип сексуальных отношений, который она исповедовала, можно назвать культурно-политическим. Она большое внимание уделяет тому, с кем она это делает в этническом и политическом отношении: турки ли это, испанцы или немцы, коммунисты или, может быть, социалисты, но не правее. Она даёт свою радость только мужчинам, с которыми близка в идейном смысле. Даёт только товарищам по партии. Но может одарить и бедного человека из сострадания. Никто из правых, военных путчистов или полицейских ни в Германии, ни в Турции, ни где бы то ни было, не может похвастать близостью с ней. Вся огонь, вся пламя, но пламя в огнеупорных политических границах. И при этом она совершенно безграмотный человек: никакого представления о презервативах, о физиологии, о противозачаточных таблетках, о болезнях. Она выскочила в современную эпоху прямо из средневековья. Турчанка — единственная из ближайших романных героинь, которая сделала криминальный аборт. Главный герой романа Тадеуша Конвицкого «Чтиво» — старый польский партизан. К 1989-м году ему исполнилось почти шестьдесят пять лет, как минимум. Но годы не останавливают его, и при случае он готов потискать молодок на именинах у друзей. В женщине он ищет Тайну, которая связала бы его с юностью. Перед нами историко-метафизический тип сексуальных отношений. Нет Тайны – нет секса. У секса есть духовная надстройка, но нет утилитарного базиса. О существовании презервативов, таблеток, медицинских освидетельствований он знает, но не признаёт их. Поэтому он единственный из всех героев трёх перечисленных романов заразился спидом. Тайна его девушки – Болезнь. Спид не абортируешь. С турчанкой всё понятно. Морверн Каллар на последней странице романа несёт свой плод, который она называет «Дитя рейвов». Будем надеяться, что у её романа нет продолжения.

Comments are closed.