Отфильтрованное большинство

Проект прошлого, создаваемый машиной, основан на том, что «любой человек, вне зависимости от возраста», положившись на закон, гарантирующий «тайну авторства», может рассказать машине «всю свою жизнь со всеми ее мельчайшими, близкими сердцу подробностями». [1] Предполагается, что «миллионы безымянных, доверительных записей», накопленных машиной, будут способствовать развитию гуманитарных наук и рассвету художественной литературы. [2] Однако машина не является безучастным сборщиком воспоминаний. Не только работники, обслуживающие машину, — работники, правда, считают, что это они управляют машиной, а не наоборот, — «просят», «убеждают» людей рассказывать о себе, когда люди «сами не беспокоят» машину. [3] Но машина тоже «не просто записывает рассказ, она, как самый блистательный репортер, способна разговорить неподатливого собеседника». [4] Уже здесь, в момент поиска и получения воспоминаний, во всеобъемлющую картину прошлого вкрадываются неприметные на первый взгляд поправки, поскольку нарушение молчания, которое является одним из главнейших свойств прошлого, нарушает и самое прошлое. Вносить изменения в прошлое свойство не одной только машины, но вообще всякому исследователю, машина не может стать чаемым беспристрастным наблюдателем. В машину встроены «особые фильтр-системы», способные «сортировать и оценивать». [5] В первую очередь они заняты очисткой истины от вымысла. Машина понимает, что воспоминания могут «приукрашиваться воображением», и принимает это их свойство как данность. Возможно, машина принимает даже те воспоминания, которые целиком основаны на вымысле. Но она не принимает воспоминания, основанные на газетной информации, полагая, что эти воспоминания представляют собой только «набор общих мест», [6] хорошо известных и не требующих подтверждения. Машина, исключая эти воспоминания, создает картину прошлого, в котором отсутствует человек, построивший свою жизнь и, в любом случае, воспоминания о ней на общедоступной информации: «я был современником Гагарина!» «Я все помню, как сейчас. Я был современником великих строек! Я присутствовал… Я был…» [7] Машина предполагает, что такого рода воспоминания есть «пустышка», «банальность», поскольку в них отсутствует «личное, неповторимое, свежее». Машина отсеивает их как «мусор», [8] но не только в связи с их содержанием, она учитывает отношение человека к своей жизни. Она считает почему-то, что критическое отношение к своей жизни, делает воспоминания подлинными. Вот если бы человек смог «прозреть», хотя бы «к концу жизни», «убедиться, что думал не сам и чувствовал по шаблону, не дал людям ничего своего, а может быть, того хуже – мешал им, как устаревший параграф», [9] тогда машина могла бы принять его воспоминания. Но в этом случае она добавила к прошлому еще несколько искажающих его штрихов. В случае, если человек не согласится с этими искажениями, машина не сможет предоставить его воспоминаниям ни одной ячейки в своей бесконечной памяти. Машина работает над тем. чтобы впервые создать прошлое без молчаливого большинства.

Дмитрий Биленкин. Место в памяти: научно-фантастический рассказ. – Дмитрий Биленкин. Проверка на разумность: сборник научно-фантастических рассказов. Художник Г. Перкель. — Москва: Молодая гвардия, 1974 – 272 с. с ил. – (Библиотека советской фантастики).

[1] Страница 28-я.  

[2] Страница 28-я.

[3] Страница 28-я.

[4] Страница 31-я

[5] Страница 28-я.

[6] Страница 29-я.

[7] Страница 31-я.

[8] Страница 29-я.

[9] Страница 30-я.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *