Если-машина

Демоны придумали использовать симулятор цивилизаций, известный всем звездным студентам, постигающим науку астродипломатии, как «если-машина», [1] для выжимания книг из сапиенсов и, прежде всего, из человека. Книги для демонов – самый мед. Студент, находящийся в специальной кабине, погружается «в гипнотический транс, рассматривая на экране» различную информацию, во время которого переносится в своем воображении на заданную экзаменатором планету, где принимает «решения» и видит «их условно-мнимые результаты, вычисленные и смоделированные машиной». [2] Информация, подаваемая в кабину, содержит основной, относящийся к какой-нибудь цивилизации, мотив. «На этом мотиве» студент «наигрывал вариации». [3] Но человек, попадающий в эту кабину, переживает не только заданную демонами цивилизацию как подлинную, он начинает творить книгу, хотя и не напрямую, понимая ее только как результат какого-нибудь цивилизационного преобразования. В этом, конечно. виден почерк демонов, которые напрямую о книге никогда не говорят. Книга как таковая, тем не менее, является взору человека. В воображении человека, находящегося в вызванном демонами гипнотическом трансе, книга рисуется как религиозный текст, ставший следствием вторжения в цивилизацию. Но не напрямую, а через несколько ступеней. Книга, и в воображении человека, и в представлении демонов, проходит ряд переделов прежде, чем демоны возьмут ее в руки. Демоны-экзаменаторы. Человек, работающий изнутри «если-машины», обладает рядом преимуществ перед человеком, который пишет книгу в светлом уме и твердой памяти: симулятор абсорбирует предвзятость. «Непредвзятость» демоны ценят. [4] Однако непредвзятость должно понимать здесь только как свободу вообще и в частности от «готовой формулы», [5] которой у демонов вполне достаточно. Демоны обладают информацией во много раз, какого ее параметра не коснись, превосходящей знания не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. Для демонов культура человечества – едва ли не первобытная: «о суперсвете там не ведают», «не проникли даже в первый смежный слой подпространства». У человека «есть понятие о добре, о совести, о долге, о нравственности», [6] но все эти качества прекрасные демонов тоже не интересуют. У них и этого добра хватает. Демонов интересует только способность человека придумывать то, чего нет, и не было, — а будет ли — даже демоны не знают, — перевирать, подменять, «чудовищно искажать», «расцвечивать самой дикой фантазией» [7] события, имена, из ничего творить эпос, [8] героев, видеть демонов, да там, где есть только люди, а богов – где только демоны. Человек умеет фантазировать. Демоны ничего сами не создают. Все, что они знают и все, чем пользуются, создано сапиенсами. И демоны не умеют фантазировать. Для чего им нужна человеческая фантазия – трудно сказать, но, кажется, фантазия там, в звездных высях, – это сила, без которой прочие силы мало что значат. Демонам особенно досаждают цивилизации, не умеющие мечтать. И значит, не умеющие ничего. Демоны прививают их человеческими книгами. А потом собирают с них нектар.    

Георгий Гуревич. В зените: научно-фантастический роман. Художник Г. Метченко. — Москва: Молодая гвардия, 1985. – 303 с., ил. — (Библиотека советской фантастики).

[1] Страница 185-я.  

[2] Страница 186-я.

[3] Страница 186-я.

[4] Страница 186-я

[5] Страница 186-я.

[6] Страница 188-я.

[7] Страница 177-я.

[8] Страница 177-я.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *