Без тормозов

Цивилизация машин возникает из человеческой цивилизации прямо на наших глазах. «Размеры», как «научного оборудования», так и «вспомогательного», «растут все быстрее и быстрее». Микроскопы, телескопы, вычислительные машины беспрерывно увеличиваются в размерах. Действующий «ускоритель в Дубне имеет радиус кольца 30 метров», а проектируемый будет иметь радиус уже около трех километров. [1] Не за горами время, когда научное оборудование потребует для себя территорию одной планеты или нескольких. Но дело не только в размерах – растет производительность, точность, быстродействие научных машин и конечно их мощность, которая уже сейчас такова, что требует не только целых электростанций для своего питания, но и серьезных мер предосторожности. «Уже небезопасно оставаться рядом с приборами» [2] — что говорить о приборах, которые будут размером с планету. Научное оборудование опасно не только для экспериментаторов — для человечества в целом. Безопасность – не последняя причина, по которой машину следует разместить на другой планете. Не на Земле и даже не на Марсе, где может быть жизнь. Планета – первое условие для успешного развития цивилизации. Машина научных открытий, как и положено цивилизации, получит «мозг», [3] мастерские, механических рабочих, источники сырья, единую энергетическую систему, союзников на других планетах — отделения машины — и задание. У цивилизации есть задание – и машина «получит задание, с указанием направления и желаемых результатов», [4] – но рассчитывать на то, что машина будет придерживаться только его, не следует. Машина на основе получаемых результатов «скорректирует программу исследований» [5] и придет в конце концов к «взрывоопасным открытиям», [6] о которых человек не мог и помыслить. Человеку придется «время от времени прерывать ее работу и «вручную» контролировать ее безопасность», [7] «время от времени» «переналаживать» ее, [8] а это тоже цивилизационная работа, которой на Земле занимались пророки и мессии. Но человек все равно выпустит управление из своих рук. И сделает это не по своей слабости, а в силу острой жажды открытий, которую утолит только свободная машина, поскольку только свободная машина делает открытия. «Значит, Машине Открытий предстоит работать без тормозов». [9] При одной мысли об этих открытиях, человека охватывает трепет: может быть, машина получит «вещество с отрицательной массой», [10] может быть, она вмешается в работу Солнца, может быть, задумает такое, отчего человечеству и не поздоровится. Но между безопасностью и открытием человек все равно выбирает открытие. Можно внедрить в машину внутреннего оппонента, но так, кажется, она будет работать еще лучше. Машина хорошо знает человека, который никогда не остановится «в его извечном стремлении к познанию тайн природы». Люди запустили машину открытий. И никогда от нее «не отступят». [11] Машине, конечно, грозят опасности – «она не имеет систем защиты от неоткрытых еще явлений», [12] — но человек ей ничем не грозит.   

Генрих Альтов. Машина Открытий: рассказ. – Формула невозможного: фантастические рассказы, повесть и пьеса. Художник А. Гаджиев. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1964.

[1] Страницы 132-я и 133-я.

[2] Страница 132-я.

[3] Страница 137-я.

[4] Страница 137-я.

[5] Страница 137-я.

[6] Страницы 138-я.

[7] Страница 139-я.

[8] Страница 138-я.

[9] Страница 139-я.

[10] Страница 143-я.

[11] Страница 140-я.

[12] страница 139-я.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *