Тяжба человека и демонов о природе

Демоны находятся внутри природы, а человек снаружи. Демоны показывают человеку, каково это быть внутри природы – они говорят, что всегда хорошо, — но на самом деле когда как: «жить внутри дерева», «не в дупле», не в кроне, а именно «внутри древесины» — хорошо, не хуже, чем в избе. Чувствуешь, как идут «земные соки», нарастают годовые колечки, поют птицы, корни врастают в землю, а то дятел стукнет по коре – хорошо. [1] А быть во льду, чувствовать как тепло уплывает к демонам реки, не очень приятно. Демоны такое положение, когда они внутри природы, а человек снаружи, считают своим преимуществом, в первую очередь, нравственным: «а мы – наоборот, неотделимая часть от всего живого, мы не против природы, а с ней заодно. Вы природу губите, а выходит, что и нас. Ясно?» [2] Человек, хотя и соглашается с тем, что внутри природы бывает хорошо, — иногда, — но все-таки считает, что такое пребывание внутри бесполезно: «душой природы себя объявили, в разные личины рядитесь, то птичкой, то паучком, то елочкой станете. Хорошо вам так, наверное, ни о чем думать не надо, живете, как деревья, что тысячу лет назад что тыщу лет назад, что сейчас. И что изменится, если вы и вовсе вымрете? Кому вы нужны?» [3] Принести пользу природе можно только находясь снаружи. «Это не вы, а мы – душа природы, плоть от плоти ее, кровь от крови. А вы паразиты, приспособленцы». [4] У этой тяжбы нет конца, но демоны и человек сходятся в том, используя разные слова, конечно, что «человек» несмотря ни на какие жертвы, укротил слепую и жестокую природу, подчинил ее себе». [5] Человек – погонщик природы. Вот бы ему стать еще ее внимательным пастухом. Для этого, может быть, демоны и проникают в человека, — чтобы пасти самих себя, — но как бы человеку не успокоиться и не остановиться: «живая природа – лишь необходимая ступень, с высоты которой человек дотянется до всемогущества, до звания Человек Космический. Быть единым с земной природой? Пустяки, переходный этап, мы будем едины с космосом». [6] Но для этого человеку придется все-таки пойти на уступки демонам, природе и осадить машину – вторую природу, которую он создал в противовес первой, и благодаря которой и возвысился над природой — и обратиться к другим способам освоения природы и космоса. Человек противопоставил себя не только природе, «а всему космосу и собирается его завоевать! Смешно!» [7] Но ведь природу завоевал! Так и космос завоюет, хотя, может быть, потом будет жалеть, что не так завоевал – не с помощью «единого энергетического поля», [8] например, а с помощью ракет. А пойдет на поводу у демонов – так и будет перетекать из одной частной формы в другую, когда его форма – космос.   

Олег Корабельников. Башня птиц: фантастическая повесть. — В: Темная охота: сборник повестей молодых писателей-фантастов. –  Москва: Воздушный транспорт: Инициал, 1990. – 416 с.

[1] Страница 157-я.  

[2] Страница 163-я.

[3] Здесь же.

[4] Здесь же.

[5] Страница 161-я.

[6] Страница 183-я.

[7] Здесь же.

[8] Здесь же.