Город демонов

Sergei Abramov. Novoe plat'e koroliaРади уловления книги демоны отваживаются на создание одних городов, другие — захватывают. Жители городов не замечают, что город захвачен демонами, да и как заметить, если мозг твой, тело твое, сердце твое, только внутренний голос не всегда твой. Во время слома эпох демоны, однако, повсеместно проявляются. Один журналист обнаружил демонский город где-то далеко южнее Москвы. Несмотря на то, что город подает ясные сигналы о своей принадлежности – а город не обозначен на картах, он находится в замкнутом циклическом пространстве, из которого нельзя выбраться, на кармашках начальственных сорочек сияет зеленый крокодильчик Lacoste, [1] да и само начальство чем-то неуловимым напоминает мифологических змеев, [2] и может быть, принадлежит к роду рептилоидов, – журналист не смеет признать очевидное и описывает город в терминах времени. Город как раз поспешно мимикрировал, — перестройка, госприемка, сухой закон, выборы заводского руководства, неформальные молодежные движения, свободная пресса, Набоков, Замятин, Сахаров, правда, местный, поминаются на заседании партхозактива, — но все это липа. Впрочем, город хранит и следы былых перестроек: есть у него и церкви с телевизионными антеннами вместо крестов, и главная площадь с административными зданиями, и два-три заводика, и районы новостроек. Но теперь его драматический театр обескровлен работой на спецобъектах, где актерам приходится изображать начинающих предпринимателей и панков. Журналист все это видит, но не находит в себе сил называть вещи своими именами. Город завлек журналиста не для того, чтобы хвастаться перед ним достижениями, но выхватил его прямо с трассы для того, чтобы поживиться тем, что у него есть: у журналиста есть книга. А он не преминул ею похвастаться: «знаете, сколько моих статей ваш брат – начальник от журналистики, не напечатал? Том составить можно!» Конечно, «статья – не роман, она стареет. Сейчас этот том никому не нужен, поезд ушел… А может, не ушел? Может, потянет еще?» [3] В глубине души, конечно, журналист понимает, что книга и есть его главное богатство, но вид делает, что только пытается понять, «что же такое во мне есть, что вы меня за своего приняли…» [4] Демоны слышат это – «за своего». И показывают журналисту городское политическое подполье – вот что должно признать журналиста за своего. Журналист видит, что и подполье липовое – это тот же театр, что и наверху, — но деваться ему некуда, и он соглашается быть голосом демонского подполья. Так он подарил демонам свое перо и, надо думать, составившуюся из запрещенных статей, книгу. Только после этого ему открывают выезд из города. Город демонов журналист покидает с чувством своей исключительности. И двух дней ему хватило для того, чтобы забыть, что в город он въезжал десятимиллионным туристом. Но вряд ли он стал первым, у кого демоны выманили книгу.

[1] Сергей Абрамов. Неформашки: фантасмагория. – В книге: Сергей Абрамов. Новое платье короля: фантастические повести. Художник М. Туровский. –  Москва: Молодая гвардия, 1990. – 364 страницы с иллюстрациями — (Библиотека советской фантастики). – Страница 104-я.

[2] Здесь же, страница 107-я.

[3] Здесь же, страница 178-я.

[4] Здесь же.