Фактор невидимости

Leonid Panasenko. Masterskaia dlia SikeirosaДемон уходит – тяжело человеку. Оставляет он человека без внутреннего голоса. Демон, пока был рядом, заместил изначальный внутренний голос человека, стал новым внутренним голосом. Первый голос, который есть у человека, складывается из многих голосов людей,  которые в течение жизни предостерегали, поддерживали, а то и одергивали человека, не только из его размышлений и опыта. Первый внутренний голос сложный, противоречивый, сомневающийся, иногда подсказать толком ничего не может, ошибается, но за каждым его словом при желании можно увидеть человеческое лицо. Изначальный внутренний голос – это голос многих людей, и почти всегда людей, которые любили человека. Второй внутренний голос, хотя вещает от имени множества Умников, [1] находящихся в каком-то параллельном мире, никогда не распадается на отдельные голоса, а эти голоса никогда не связаны с лицами, за исключением только черного демонского лица, зато он и во много раз более надежен. Советам второго внутреннего голоса, который, несмотря на рецидивы первого внутреннего голоса, вскоре становится единственным внутренним голосом, можно вполне доверять. Демон, откликающийся на многие имена, включая сюда имена «антипода», «анти-я», Черного человека и даже Чудовища, вопреки своим уверениям в равенстве, идентичности и даже родственности [2] с человеком, «многое знает и еще больше может», [3] и гораздо больше человека знает и может. Второй внутренний голос знает судьбу человека. Опираясь на это знание, он может управлять человеком, начиная с назначения ему общих жизненных целей, тактических схем и заканчивая управлением самой мелкой моторики – посмотри направо, протяни руку, сделай шаг вперед, читай. Нелегко расстаться с таким внутренним голосом, ведь он освобождает человека от ответственности за все его поступки, включая те, о которых знает только он, и за которые казнит его обычно именно внутренний голос. Но демон не бросает человека на произвол судьбы, он оставляет человеку философию. Она состоит из трех частей. Первая: требуй свое! «Мы тратим себя – свой ум, талант, время, но и требуем у судьбы вознаграждения. Мы иногда говорим ей: «Отдай то, что нам положено!» [4] Вторая часть: ничего не бойся. И третья: «жить просто», [5] если, конечно, выполнять первые две части. Философии антипода как будто пополняет список идеальных систем, которым человек поклоняется, но которым никогда не следует на деле. Но вместе с философией демон оставил человеку способность быть невидимым, а «раз их» «не видят, не замечают, они вольны жить как хотят», [6] и все эти философские требования, которые касались недостижимых требований, превращаются в обыденные правила жизни. И значит, «нас уже никто не остановит». [7] Нас. Ведь человек, потерявший своего демона, понимает, что демон не одного его вел по жизни.

[1] Леонид Панасенко. Танцы по-нестинарски: фантастическая повесть. – В книге: Леонид Панасенко. Мастерская для Сикейроса: сборник научно-фантастических рассказов и повестей. Художник А. Семенов. –  Москва: Молодая гвардия, 1986. – 271 страница с иллюстрациями — (Библиотека советской фантастики). – Страница 54-я.

[2] Здесь же, страница 12-я.

[3] Здесь же.

[4] Здесь же, страница 19-я.

[5] Здесь же, страница 55-я.

[6] Здесь же, страница 56-я.

[7] Здесь же.