Три слоя смыслов истории

Isai Davydov. Ja vernus' cherez 1000 letОбнаруживаются три слоя смыслов истории. Первый – реалистический, понимаемый ровно так, как написано: дальняя космическая экспедиция обнаруживает планету, природные условия на которой сходны с земными, населенную первобытными племенами. Земляне принимают решение о помощи своим первобытным собратьям. Строятся звездолеты, одна за другой отправляются экспедиции. Земляне прибывают на новую Землю, начинают осваиваться, строиться, но вскоре выясняют, что идея развития, с которой они сюда прибыли, требует двух важных дополнений – бога и власти. На земле эти инструменты уже вышли из обихода, поэтому поселенцам приходится изобретать их заново, пробиваясь сквозь завесу недомолвок, предубеждений и неумения посмотреть правде в глаза. Тем не менее, понимание, что бог и власть необходимы и должны сопутствовать развитию, закрепилось. Сделать это было не так просто, потому что бог и власть отбирают у развития какой-то важный идейный кусок. Второму слою смыслов трудно подобрать название, но он вот о чем: земляне находят лучших молодых людей, составляют из них партии по несколько сот человек и отправляют в военизированный закрытый лагерь «Малахит». Первый предмет здесь – лесоповал. На Земле основной материал, который применяют в строительстве, промышленности и быту – пластмассы. На новой планете, «пока там отыщут достаточно нефти», «пока там наладят подземную газификацию угля», «придется строить из дерева дома и хозяйственные постройки, делать из него бумагу и ткани». [1] Закончив подготовку в лагере, астронавты отправляются на новую планету как на вечное поселение – оттуда нет возврата. «С посадкой, товарищи!» [2] — так приветствуют их те, кто уже поселился здесь. Они строят города, заводы, дороги. Находят нефть и газ. Но идея бога и власти возникает здесь тоже как сопутствующая развитию: туземцы держались за свои земли, надо было их усмирить и потеснить. Кроме того, местные жители могли обеспечить приток рабочей силы и рост населения. Новая Земля в этом слое смыслов – не планета, а какой-то земной материк. Третий слой смыслов – конспирологический: новая Земля – не планета, не материк, а будущее. В лагере «Малахит» формируются один за другим экипажи звездолетов, которые не звездолеты, а тонкие структуры, задача которых, после сорокалетнего пребывания в анабиозе, выйти на свет и принести туземцам, а так же землянам, — в этом случае земляне это как раз участники тонких структур, а туземцы – те же земляне, но обыватели, — те идеи, которые они, предполагается, к этому времени должны забыть – идеи бога, развития и власти. Идея власти – самая сложная. Земляне, составляющие тонкие структуры, будут использовать демократию. Для того, чтобы включить в структуру общества хищнические слои туземцев, придется использовать даннические отношения, чтобы окультурить и усмирить их. И наконец, есть власть тиранов, которая осталась в далеком прошлом, и ни в каком виде не должна возродиться. Время звездолетов в этом случае равняется времени земному. Время прибытия первых экипажей примерно двухтысячный год.

[1] Исай Давыдов. Я вернусь через 1000 лет: роман. Второе издание. Художники А.Тертыш и М.Бурзалов. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство. 1973. Страница 20-я.

[2] Здесь же, страница 109-я.

Comments are closed.