Нити и строки

Semen Slepynin. Zvezdnye beregaГордыня человеческая в том состоит, что человеку кажется, будто он живёт на вершине времени. И растёт вместе с этой вершиной. Так думает большая часть людей. Но человек, который прошёл через чёрную аннигиляцию понимает, что живёт не на вершине времени, а внутри него, что время не течёт, а находится везде и всё сразу, что прошлое и будущее – это только направления времени, как север и юг – направления пространства. И человек не пребывает только в сей минуте, он значительно более протяжённая сущность, чем только его тело, он одновременно существует во всей жизни от начала до конца. Наблюдатель, который видит время со стороны, видит человека как клубок ниток или как, например, текст из нескольких строк. Нетекучее время лишает человека одной из самых любимых его иллюзий, согласно которой из настоящего можно «улизнуть» в прошлое или можно дождаться какого-то приемлемого будущего, если настоящее тяжело. Человек вечно пребывает во времени. Но это не значит, что существование во времени обеспечено раз и навсегда, что оно неизменно. Из того, что время существует всё и сразу, происходит действование во времени, пусть подчас варварское. Конструктор Гармонии начинал с того, что «постарался вытравить из умов всякую память о прошлом планеты. Все исторические сочинения были конфискованы и уничтожены, историки поставлены вне закона». [1] Конструктор хотел не только оградить свою конструкцию от прошлого, раз уж ему казалось, что время угрожает ей с этого направления, он хотел исправить время: «в новых книгах о минувших временах говорилось предельно кратко и в самых общих словах: дескать, людям тогда жилось трудно и тревожно, а вот сейчас» «легко, бездумно и весело». [2] Однако Абсолют, суперпрограмма, созданная уже внутри Электронной Гармонии, обладает совсем другими возможностями. Она стремится «жестоко подавлять и унифицировать всё, что не укладывается в режим Гармонии или мешает её совершенствованию, и при этом распространять «гармонические порядки» всюду, где возможно», [3] в том числе и во времени. Абсолют стремится в конечном счёте к освобождению времени от людей, а может быть и от других объектов, и добивается этого, переводя физические объекты в символическое состояние – превращая людей «в мёртвые символы» [4] – и дальше – стирая «записи». [5] Не сложно понять причину появление такой суперпрограммы: Абсолют, хотя он воспринимается человеком как «чудовище, враждебное всему живому», [6] действует в интересах времени, освобождая его от излишней информации. Но он не может выполнить эту задачу до конца по той простой причине, что для работы с объектами внутри времени ему требуется использовать другие объекты, которые воспринимаются человеком как, например, приведения [7] — для Абсолюта они более чем материальны. А раз так, то и человек получает инструмент для того, чтобы защитить свои несколько строк.

[1] Семён Слепынин. Звёздные берега: фантастическая повесть. Художник Н.Ю.Павлов. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство. 1976. Страница 35-я.

[2] Здесь же.

[3] Здесь же, страниц 52-я и 53-я.

[4] Здесь же, страница 51-я.

[5] Здесь же, страница 53-я.

[6] Здесь же.

[7] Здесь же, страница 50-я.

Comments are closed.