В ожидании Ж

Irina Kraeva. Chaepitie s piatkoiЕсть островок постоянства в мире, в котором постоянно происходят превращения, — это имя. Во что бы не превращалась девочка Дуся, она всегда остаётся Дусей: превратится в птицу – видно, что это птица, но птица Дуся, превратится в берёзку – Дуся, в рыбу – рыба откликается на имя Дуси, в директора школы Евдокию Сергеевну – всё равно Дуся остаётся Дусей. Сохраняя имя, Дуся сохраняет родственные связи и родственников: мама остаётся мамой, папа – папой, только, конечно, теперь это родители не девочки Дуси, а, например, рыбы Дуси. Неизменные имена есть, однако, только у людей, на имена вещей постоянство не распространяется: если уж борщ превратился в розу, то он и имя своё теряет. И это очень правильно, потому что постоянные имена дают людям хоть какую-то определённость — ниточку, соломинку и огонёк в ночи, — а вот постоянные имена вещей, когда сами вещи изменились, приведут только к невообразимой путанице: говорится «роза», а на самом деле это борщ, говорится «огурец», а это ананас. Но всё это постоянство зыбкое. Оно едва держится. Отличник Женечка собирается в будущем, когда «станет большим учёным», изменить русские слова так, чтобы «вместо буквы Р (а может быть, и какой-нибудь другой), писать Ж. Какие замечательные слова получатся: жомашка, кефиж, жапижа, жижаф». [1] Мальчик понял, как появляются новые языки, хотя и получил за своё предложение оценку «жва» от учителя истории. Историк тоже знает, но он знает и то, к чему это ведёт – к потере работы, ведь вместо русского языка появится новый язык, с ним новый народ, новая история и новые историки. Правда, он не заметил, что в мире, в котором всё превращается во что-то другое, оценка «жва» есть начало превращения: останавливая превращение, он только призывает и ускоряет его. Есть люди, которые пытаются управлять изменением имени: в гимназии №5 в первый класс набирают детей со схожими фамилиями: в первом классе учатся дети с фамилиями как раз из «борщевого набора» — «Луков, Морковкин, Свеколки». [2] Во втором классе учится «лесная фауна» — «Волков, Муравейкин, Бобр». В десятом – дети с фамилиями из музыкальной сферы. [3] Отдавая ребёнка в гимназию, мамы первоклашек заново выходят замуж, чтобы ребёнок получил подходящую фамилию. Учителя в гимназии тоже подобрались с фамилиями по определённому признаку – фамили у них космические, начиная с директора – он Гагарин. [4] Понятно, что гимназия устроилась в подражание словарю, в котором каждая словарная статья – это класс, потому что людям обычно кажется, будто главное, что изменяется в языке – это лексика. Стоит только закрепить слова в словаре и язык ни во что не превратится. Но прав отличник Женечка: язык изменяется, потому что изменяется произношение. Вот придёт Ж, заменит все Р – и русский язык станет жусским.

[1] Ирина Краева. Из жизни замечательных учеников и выдающихся педагогов. – В книге: Ирина Краева. Чаепитие с пяткой: рассказы для детей. Рисунки Александра Бихтера. Санкт-Петербург: Гриф: Детгиз. 2011. Страница 31-я.

[2] Здесь же, страница 32-я.

[3] Здесь же.

[4] Здесь же.

Comments are closed.