Царская петля

Shach Name. KoniА что это за царь, если у него руки коротки? Царь Тахмурас говорил: «надо сделать наши руки такими сильными, чтобы мы могли издалека схватить лошадей за ноги и шеи и они не смогли бы убежать». [1] Люди, которые слышали царя, «все удивлённо переглядывались, никто не понял слов царя. Но царь, ничего не объясняя, удалился в свой замок, располагавшийся посреди крепости». [2] Царь, однако, и сам не знал, как сделать руки такими. Но он знал, чего он хотел бы добиться такими руками: он хотел бы не охотиться на лошадей, как это было заведено в обычае, а научиться на них скакать, чтобы «на них сражаться с дэвами». [3] Царь Тахмурас был великий изобретатель. Он «научил людей ремёслам и искусствам» и, прежде всего, ткачеству: «до него люди одевались в звериные шкуры, а он научил их разводить овец, состригать с них шерсть, прясть из неё нитки и ткать красивые ткани. Все люди любили и слушались царя Тахмураса». [4] Царь Тахмурас был ткач. И новая идея, идея длинных рук, которая овладевала им, была связана с прядением и ткачеством. Но царь понял это только тогда, когда увидел длинные косы своей дочери. «Мне нужна верёвка», — понял царь, — «похожая на эту косу, но только очень длинная и такая крепкая, чтобы даже лев не мог её разорвать». [5] Идея — это главное. Царь не только понял, что диких лошадей можно ловить и объезжать, как раньше он понял, что овец можно стричь. Он понял, что для этой ловли нужна верёвка с особой петлёй — «назовём её арканом!» [6] — как раньше он понял, как стричь овец. Он понял, что лошадей можно использовать на войне против дэвов, как раньше он понял, что овец надо стричь ради пряжи. Вооружившись арканами, царь с воинами отправился в степь, поймал и объездил первую лошадь, — «белого скакуна» — используя аркан и как уздечку, и как плеть. [7] Так они ходили в степь до тех пор, пока «не сбылась мечта царя Тахмураса и у каждого воина не появился свой конь». А как только воины пересели на лошадей, они отправились к пещерам, в которых жили дэвы, и изгнали их оттуда во тьму. «От радости воины натянули поводья так, что кони разом вскинулись на дыбы и заржали». [8] И это ржание говорило больше, чем только о подчинении лошадей. Царь сделал свои руки сильными и длинными. Он мог теперь не только заарканить дикую лошадь. Он мог вытаскивать из глубоких пещер дэвов и изгонять их из пределов царства. История первой прирученной лошади, а на самом деле — история первой петли.

[1] Мохаммад Реза Юсефи. Дикие кони. Рассказы по мотивам Шахнаме. Перевод с персидского Дж. Мирзоева. Художник Митра Абдоллахи. Выпуск 3. Москва: Садра. 2017. Страница 12-я.

[2] Здесь же.

[3] Здесь же, страница 9-я.

[4] Здесь же, страница 6-я.

[5] Здесь же, страница 15-я.

[6] Здесь же, страница 16-я.

[7] Здесь же, страница 22-я.

[8] Здесь же, страница 26-я.

Comments are closed.