Ухо, горло, нос — волшебные

Aleksandr Semenov. Zapisnaia knizhka volshebnikaНедостаток волшебных предметов состоит в том, что они заметны. Хорошо заметно волшебное бревно, которое в автобус не входит, из окна квартиры торчит. Но заметна и волшебная палочка, потому что волшебная сила не выйдет из неё, если палочкой не взмахнуть. А взмахнул — сразу видно, кто тут волшебник. Незаметные волшебные предметы — извечная мечта волшебников. Даже тогда, когда волшебным становился глаз, его тоже можно было заметить: люди говорили не только о волшебном глазе как таковом, но о глазе добром или злом. Что уж говорить о волшебном носе, подобном чудодейственному носу, который исполнял немедленно любое желание, но только в тот момент, когда волшебник морщил его и чихал. [1] Заметна даже такая незаметная волшебная вещь, как «фотоаппарат волшебный», способный передавать подлинный облик предметов и людей. Казалось бы, фотографируй себе на здоровье, никто не поймёт, что это фотоаппарат волшебный, ведь он требует от фотографа точно тех же действий, что и фотоаппарат обыкновенный, но люди, попавшие в объектив фотоаппарата, почему-то всегда хотят посмотреть, как они вышли на фотографии. Актёр Себялюбов получился в виде неизвестного существа, вовсе не похожего на актёра Себялюбова. Представительный директор магазина получился в виде дядечки, который постоянно оглядывается. [2] Затылок его получился. Кто-то получается таким, какой он и глазом виден, такие люди ни о чём не догадаются, а вот актёр с директором сразу поймут, что имеют дело с волшебством. Между тем, требование к незаметности волшебных предметов возросло, поскольку с общим ослаблением волшебства, к волшебникам начали подходить люди и требовать от них сделать что-нибудь волшебное, например, «ы». «Мне нужна «Ы», — говорили они, — «Причём волшебная». «Ы» нужна для волшебного множественного числа: «машинЫ», «костюмЫ», «бриллиантЫ». [3] Тут уж впору думать не о незаметности волшебных предметов, а о незаметности волшебников. Альфред Буреломов создал волшебное ухо. Помня о неудаче знаменитого волшебного носа, который в конце концов перестал чихать, потому что волшебник нечаянно закалился, он сразу отказался от заклинаний: «поначалу он хотел, чтобы ухо было вроде волшебной палочки. Но затем передумал. Палочкой ведь взмахивают, прежде чем сказать желание. А взмахивать ухом Буреломов не решился. «Ещё решат, что я свихнулся». [4] Поэтому волшебник, выходя из дома, включал ухо на целый день. Много интересного слышал волшебник, но всё-таки решил своё незаметное волшебное ухо отключить, потому что чужие мысли вытеснили все его собственные мысли. «Действительно, у каждого должны быть достаточно интересные собственные мысли. Особенно у поэта». [5] А создатель волшебного уха был поэт. Писать стихи о чужих мыслях ему не захотелось. В общем, к 1990 году, когда Александр Семёнов опубликовал «Записную книжку волшебника», незаметные волшебные предметы ещё не были созданы: фотоаппараты щёлкали, заклинания произносились, глаза горели, волшебные палочки взлетали, носы чихали, уши шевелились. Волшебная старина.

[1] Александр Семёнов. Записная книжка волшебника: сказки. Рисунки А. Семёнова. Москва: Детская литература. 1990. Страница 27-я.

[2] Здесь же, страница 39-я.

[3] Здесь же, страница 51-я.

[4] Здесь же, страница 37-я.

[5] Здесь же.

Comments are closed.