Металлургия народов

Boris Rybakov. Remeslo Drevnei Rusi«Круг земель», «очерченный «Повестью временных лет» для восточных славян», [1] в значительной своей части пропустил эпоху бронзы. «Месторождения меди, использовавшиеся в древности, почти все лежат за пределами земель, связанных в историческое время со славянами. Искусство обработки меди хотя и не связано полностью с местами залегания руды, но тоже локализуется в районах этих залеганий или в районах благоприятного обмена», [2] поэтому «археологические культуры лесной зоны эпохи бронзы по сути дела являются культурами неолитического типа, т. к. количество бронзового инвентаря у них ничтожно». [3] Славяне переживали эпоху камня, когда рядом буйствовала бронза. И ничего не могли с этим поделать — геология! Пространством бронзы была степь. «В степях не только широко расходились бронзовые изделия, но почти повсеместно существовала обработка бронзы путём литья в жестких литейных формах и в пластинчатых формах по восковым моделям». [4] На основе металла в степи сложилось «известное культурное единство: «судя по бронзовой индустрии, Енисей был связан со Средней Волгой, а Поволжье в свою очередь с Днестром и Дунаем». [5] Положение лесов перед этим стремительным степным развитием было незавидным. Но “круг земель» из каменного века сразу шагнул в скифскую эпоху, которая как раз была отмечена «массовым переходом к обработке железа», [6] благодаря тому, что изобиловал железной рудой. «Роли» степи и леса «как бы переменились» — «область наиболее интенсивного залегания железных руд совпала с лесной полосой; степь в этом отношении оказалась обездоленной». [7] Особое место в соперничестве леса и степи заняла лесостепь. Здесь «на рубеже двух миров охотники переходили к скотоводству и земледелию, а кочевники оседали на земле и тоже занимались её обработкой». «Встреча степняков с земледельцами нередко кончалась завоевательным опустошением, но дважды в истории симбиоз этих двух культур дал яркие положительные результаты: в первый раз — в скифскую эпоху, а во второй раз — накануне сложения Киевского государства» в восьмом-девятом веках. [8] Однако, если исключить встречу земледельцев и охотников, которая имеет важные культурные и исторические последствия, встреча охотников и скотоводов, а также скотоводов и земледельцев не имеет никаких особых культурных следствий, поскольку земледелие и скотоводство это всё формы одного вида хозяйства, земледельцы не могли не быть скотоводами, а те, кого принято называть охотниками зачастую были теми же кочевниками и скотоводами, не даром у конных степняков длительное время сохранялся культ оленя. Встречаясь, народы должны обогащать друг друга, иначе их встреча пройдёт для истории бесследно. Лесостепь имела значение как место встречи культур каменного века и культур бронзы, а затем культур бронзы и культур железного века. Южная русская лесостепь — это место встречи металлургов, которые и образовали в ряду нескольких других единство славян и распространили его как в лесах, так и в степи.

[1] Борис Рыбаков. Ремесло Древней Руси. Москва: Академический проект; Культура. 2015. Страница 29-я.

[2] Здесь же, страница 30-я.

[3] Здесь же, страница 31-я.

[4] Здесь же.

[5] Здесь же, страницы 31-я и 30-я.

[6] Здесь же, страница 31-я.

[7] Здесь же, странница 33-я.

[8] Здесь же.

Leave a Reply