Викинги и Ничто

Dzhon HeiwudИстория викингов происходит из последовательности, в которой возникали Мидгард и Асгард. Последовательность событий важнее времени событий. Согласно скандинавским преданиям Мидгард возник первым. Его основали боги Один, Вили и Ве, сыновья ледяных великанов. Великаны появились в результате таяния ледника, составлявшего половину Вселенной. Мир викингов — послеледниковый. Во Вселенной, освобождённой от льда, «боги сотворили мир в виде огромного круга. Область по периферии они отдали великанам», а в середине её основали «крепость, окружённую водами океана. Назвали её Мидгард, то есть «Срединная земля». Здесь они создали первых людей, вырезав их из двух древесных стволов, найденных на берегу только что созданного океана. Мужчину — из ясеня, женщину — из вяза. И только после этого, создав людей, «боги занялись строительством собственного царства — Асгарда — небесного города высоко над Мидгардом, к которому присовокупили огромный радужный мост», «соединивший два царства, чтобы боги могли ездить к людям». [1] До Асгарда боги как будто не имели своего дома и находились нигде, однако после его создания связь между Мидгардом и Асгардом, её характер, осталась той же, что существовала между богами и людьми до создания Асгарада: боги, хотя и отошли от многих земных забот, продолжили влиять на людей. По крайней мере так поступал Один: «он принёс людям знание рун, поэзию, ярость берсерков и опасную магию под названием сейд, наделявшую даром предвидения и другими, более зловещими способностями». [2] Кроме того, нигде, как, видимо, и ничто, были противны мировоззрению викингов, поскольку с их точки зрения нигде должно быть установлено, а ничто наполнено. Человек, потерявший честь, образовавший некую пустоту, становился для них «нидингом», «в буквальном смысле никем». [3] Отношения между Асгардом и Мидгардом — это отношения между метрополией и колонией. Положение Мидгарда при этом было вольным, во всяком случае боги не освящали своим именем законы, законы — это дело людей, [4] но Мидгард должен был поставлять своих лучших воинов для Асгарда, который готовился к последней и решающей битве с великанами. Потусторонняя жизнь по представлениям скандинавов тоже представляла собой колониальную систему, в которой Вальхалла была только одним из форпостов. И эта система постоянно развивалась. В конце концов, под влиянием христианства она включила даже «Гимле, дворец с золотой крышей», куда попадали души праведников. [5] История викингов, таким образом, происходит из отношений Мидгарда и Асгарда, в которой викинги, как наследники людей, созданных богами и насельники земли, не только действуют, служа богам, а значит, подражая им, но и находятся в постоянных отношениях с Асгардом. Как только эта связь прерывается, а разрыв этой связи оформляется христианством, история викингов прекращается. Речь идёт не о символическом разрыве, а о подлинном разрыве отношений викингов с Асгардом. который перестал нуждаться в их военной поддержке. Или вовсе перестал существовать.

[1] Джон Хейвуд. Люди Севера: История викингов. Перевод Николая Мезина. Москва: Альпина-нон-фикшн. 2017. Страницы 19-я и 20-я.

[2] Здесь же, страница 21-я.

[3] Здесь же, страница 25-я.

[4] Здесь же, страница 21-я.

[5] Здесь же, страница 24-я.

Comments are closed.