Вера славян

boris-rybakov-yazychestvo-slavianВ истоке славянской веры — металлургия. Металлургия стоит и в сердцевине самого славянства, поскольку без общей веры народов не бывает, хотя обычно металлургию не признают истоком, полагая, что славянство проявилось в борьбе со степью. Между тем, «сличение всего сказочного» змееборческого «комплекса» русских сказок, который как раз толкует о металлургии, с «русским богатырским былинным эпосом X-XIV вв.» на самом деле посвящённом борьбе со степью, показывает, что «в сказах нет тех исторических лиц, которые отражены в былинах», нет даже типов этих лиц, «нет былинной географии, нет поля Половецкого, «несметной силушки» татарской, нет самого стольного Киева». [1] Но сказки принадлежат не просто к другой исторической эпохе, к другому времени, они вообще толкуют о другом. Они говорят о покорении металла — Змея. Многоголовые Змеи — это сплавы. История в понимании сказок — это история производства металлов. Сказочные исторические деятели — металлурги, рудокопы, углежоги. Исторические силы, действующие в них — огонь, вода, руда, металл. Их география — горы, леса, реки и подземные царства. Помощники змееборца — металлурга — расчищающие «путь» для него, устраняющие «такие препятствия как горы, лес и реки», делающие «их проходимыми», [2] обязательно отправляются в подземное царство. Помощники — великаны-рудокопы. Подземные царства — важнейшие славянские пространства, но совсем не в том смысле, который им был придан позднее. Принадлежащая к подземному сюжету сказка «Три царства — медное, серебряное и золотое» является «самой популярной сказкой русской устной традиции», [3] насчитывая 45 только русских вариантов». [4] Рудокопы выручают из подземелья царевен, захваченных Змеем, получая в награду царства — золотое, серебряное и медное. [5] Вокруг металлургии устраивается весь мир — пашется земля, подчиняются животные, прокладываются пути, усмиряются враги, устанавливаются связи с небом, звёздами и солнцем. “Колаксай — Солнце-царь» [6] первым среди славян освоил плавку. Вообще, имена металлургов связаны с огнём: Световик, Светозар, Зорька-богатырь, Иван Зорькин, Иван-Утренней-Зори», [7] даже с пеплом или с какими -либо работами в кузнице или в домнице. Имена рудокопов связаны с деревом — Дубыня, с горой — Горыня, с водой — Верни-Вода, Запри-Вода. [8] Баба-Яга, она же Змеиха-мать, замещающая подчас самого Змея, однако, не является металлом как таковым, но только домной: «она обращается то в тучу, то в гору с пещерой, то в бесконечную стену и поджидает богатырей», которым приходится бросать в её «огромную пасть, то пять пудов соли, то стог сена, то поленницу дров». [9] Преодолев трудности, выпавшие на его долю, змееборец впрягает Змея в плуг, а Бабу-Ягу перековывает на кобылу. [10] Устанавливается мир и покой, но вера в сердцевине своей по-прежнему обжигает, слепит, устрашает и неудержимо к себе манит, заставляя змееборцев из тысячелетия в тысячелетие ворочать камни, изводить лес, перегораживать воды и раздувать огонь.

[1] Борис Рыбаков. Язычество древних славян. — 3-е изд. — Москва: Академический проект: Культура. 2015. Страница 620-я.

[2] Здесь же, страница 610-я.

[3] Ю.М.Соколов, цитата. — Здесь же.

[4] Борис Рыбаков… — Здесь же.

[5] Здесь же, страница 611-я.

[6] Здесь же, страница 603-я.

[7] Здесь же, страница 609-я.

[8] Здесь же, страницы 623-я и 624-я.

[9] Здесь же, страница 617-я.

[10] здесь же, страница 618-я.

Comments are closed.