Ромб в квадрате

boris-rybakov-yazychestvo-slavianРусские вышивальщицы использовали три ряда образов — реалистические, магические и символические. Помимо того, что каждый из этих рядов самостоятельно развивался и имел собственную историю, образы каждого ряда взаимодействовали с образами другого ряда, вплоть до того, что одни подменяли собой другие, вытесняли их на окраины вышивки или заслоняли собой, делали их едва узнаваемыми. На подоле рубахи из Тотемского уезда Вологодской губернии [1] «вышит целый ряд изб, внутри которых вышиты рожающие женщины». «По сторонам каждой роженицы под решётчатыми окнами стоят две женщины. Между избами изображено нечто вроде крытых дворов с петухами. Всё это выглядит очень жизненно и естественно. Но если внимательно вглядеться в вышивку, то над рядом изб и дворов с их обитателями можно увидеть ещё один ряд: в пространстве между крышами изб мы видим» магические знаки, указывающие на рожениц. «Два разных ряда изображений — натуралистический и магический» не только «помогает нам осмыслить поздний этап представлений» [2] о неких сверхъестественных покровительницах матерей, но и то обстоятельство, что магический реализм был знаком русским крестьянам не только как состояние ума, но и как художественное явление. Два ряда образов заслоняют собой ряд образов, отсылающих к обобщённым понятиям, таким как небо — а это квадрат избы, показанной в разрезе, и ромб, который проявляется на Тотемской вышивке только отчасти, но его часть можно увидеть в двускатной крыше и, конечно, в магических знаках. Вышивки на свадебных полотенцах из села Ботихи «бывшей Вологодской губернии» [3] говорят о символическом ряде образов более открыто. Пространством, укрывающих рожениц, а одним из основных элементов их образа является ромб, служит здесь «изображения церквей», взятых «как бы в разрезе», «прозрачных домиков», [4] а это квадраты. Кажется, что «разгадку композиции» с роженицами «в церкви следует искать в тех источниках, которые рассказывают нам о слиянии языческого с христианским». [5] Но это только часть разгадки, поскольку указывает на взаимодействие только двух рядов образов — магического и натуралистического. Для вышивок из Ботихи языческие символы следует отнести к натуралистическому, а христианские к сверхъестественному. Но существуют и вышивки, на которых на месте рожениц «вышиты двуглавые орлы. Это прочно закрепляет за гербовыми орлами значение последнего, наиболее позднего звена эволюции образа» рожениц «в вышивке». [6] Но это не так. Орлы наследуют не роженицам, а вытесненным теми ромбам, которые есть земля. Земля укрыта церквями, которые наследуют квадратам, которые есть небо. Символы рожениц разлетаются по всей вышивке — они оказываются «в небесном ярусе», «с большими ветвистыми рогами», ещё выше «с птицами в руках», в церкви и вне церкви. [7] Очевидно, что «язычество никуда не делось», [8] оно здесь, вокруг, но место его теперь занято государством. Земля под небом — реализм магический.

[1] Рисунок 127. — Борис Рыбаков. Язычество древних славян. — 3-е изд. — Москва: Академический проект: Культура. 2015. Страница 517-я.

[2] Здесь же.

[3] Рисунки 127 и 128. — Здесь же, страницы 518-я и 519-я.

[4] Здесь же, страница 518-я.

[5] Здесь же, страница 519-я.

[6] Здесь же, страница 520-я.

[7] Здесь же.

[8] Здесь же, страница 521-я.

Comments are closed.