От палеолита до двуглавого орла

boris-rybakov-yazychestvo-slavianТо ли из-за стремления вышивальщиц скрыть с помощью «множества дополнительных деталей» и «предельной стилизации и упрощения образа», то ли вследствие забвения, но один из самых важных элементов русских вышивок — «»архаичный образ» «рожающей женщины» с стоящими подле оленями или всадниками [1] — стал обретать черты «женщины-дерева», [2] а иногда и вовсе какой-то «неясной замысловатой фигуры», [3] вплоть до «превращения её в подобие скифской змееногой богини». [4] “Забвение» же привело к тому, что этот элемент вышивки «стали заменять изображением царского» «двуглавого орла». [5] Есть немало свидетельств тому, как «московский орёл заменил собой собою более древний образ» [6] на вышивках, но образ этот не вполне ясен. Из сказанного как будто следует, что двуглавый орёл заменил собой образ «рожающей женщины или лосихи», включая, стоящих подле них оленей или всадников. Но этот образ и сам возник в результате развития и забвения образа, который значительно старше его. «Количество вариантов «женщины-дерева» «необычайно велико», [7] часто это цветущее дерево, окружённое многими деталями, но их объединяет несколько элементов, из которых скорее всего они и развились: фигура «женщины-дерева» вписана в квадрат, в ней обязательно присутствует серединный стержень, чрево женщины изображается в виде ромба, стороны которого продолжаются, образуя или четыре линии, если прообразом служила женщина, или даже шесть, если прообразом была женщина-лосиха. [8] На русских украшениях десятого-тринадцатого веков встречается эта трёхчастная «композиция с конями или оленями, но не с женщиной в центре, а с каким-то ромбическим знаком на стержне». [9] Содержание образа «женщины-дерева» подтверждается неолитическими петроглифами, найденными на Кольском полуострове, на которых изображены роженицы, окруженные оленями, а «женская фигура» может быть изображена «слитно с четвероногим туловищем лосихи». [10] Но петроглифы, выполненные в виде реалистических фигур, это  знаковая система, предназначенная для сообщений о предметном мире, нежели та, к которой принадлежит ромб, приспособленная для передачи обобщённых или даже отвлечённых понятий. Однако соединение двух этих систем не отменяет значение каждой из них. «Женщина-дерево» может быть прочитана не только в «натуралистическом» ключе, но и абстрактном. Ромб — символ, возникший в эпоху палеолита означает землю. Ромб, разделённый на четыре равные части, — пространство, ориентированное по сторонам света. Квадрат — небо. Смысл, возникающей от соединения квадрата и ромба, можно понять благодаря вышивкам, на которых «огромный столбообразный идол, изображающий женщину», сокрыт в тереме с разомкнутой двускатной крышей. Стены и крыша терема образуют небесный свод. «Пространство внутри небесного свода заполнено» «звёздами, крестиками», всадниками, «в некоторых случаях и птицами» [11] и обязательно ромбиками. Ромб в квадрате, да ещё и с осью мира, — это вселенная. И, может быть, империя. В третьей из указанных здесь знаковых систем на неё указывает двуглавый орёл.

[1] Борис Рыбаков. Язычество древних славян. — 3-е изд. — Москва: Академический проект: Культура. 2015. Страница 502-я.

[2] Здесь же, страница 508-я.

[3] Здесь же, страница 506-я.

[4] Здесь же, страница 507-я.

[5] Здесь же, страница 508-я.

[6] Л.А.Динцес, указание. — Здесь же.

[7] Здесь же.

[8] Здесь же.

[9] Здесь же, страница 497-я.

[10] Здесь же, страница 501-я.

[11] Здесь же, страница 516-я.

Comments are closed.