Первые космические полёты

Skazki i predaniia nganasanКосмические полёты вызваны потребностями земли. Дёйба-нгуо долетел до самого Солнца, чтобы раздобыть немного солнечных лучей. Изначальная земля была ледяная и снежная — для людей важно, чтобы снег иногда таял. Как на самом деле проходил полёт на Солнце неизвестно, поскольку истинное описание заслонено русским влиянием: Дёйба-нгуо отправляется в город, находит железного коня с железными крыльями, бьёт его по голове молотком и говорит: «Сейчас уведи меня к солнца царю. Если на земле должны быть мои дети, то пусть меня не поймают». [1] На Солнце он находит «немного солнечных лучей», возвращается, коня ставит в стойло, но «за эту лошадь русский бог привязал Дёйба-нгуо, наказал его и так он привязанный стоял. И говорят, что до сих пор он привязанный стоит». [2] Во всяком случае на Солнце больше никто не летает. Но дело не в русском боге, а в необходимости: солнечных лучей, которые принёс Дёйба-нгуо, хватает до сих пор. Если иметь в виду земное пространство, то полёт на Солнце был полётом на восток, поскольку Дёйба-нгуо летел в сторону восходящего солнца. Полёт на Луну совершали шаманы, они искали там знания о будущем: «шаман такие вести искал на луне потому, что люди тогда давно совсем бестолковые были, ничего не знали». [3] Первый полёт закончился неудачей. Первый шаман-космонавт не сумел вернуться обратно: «шаман приклеился к луне». [4] Но знание о будущем люди приобрели, а это значит, что были удачные полёты на Луну. В пространстве Земли это был полёт в сторону запада — в сторону заходящей Луны. Полёт в верхние слои атмосферы впервые совершила птичка дямнаку, которая была, видимо, человеком-птицей, хотя отрицала это: «Я не человек, я птичка», — говорила она. [5] И одновременно биомеханическим существом, поскольку у неё были «железные крылья, железный нос и лапки». [6] Она принесла на землю тепло. Шаманы, совершившие полёт на север в Землю Гусей-матери, за пределы атмосферы не выходили, поскольку превратились в обычных гусей, не имеющих никаких дополнительных механических приспособлений. Они принесли на землю изобилие, правда только те из них, которые сумели спастись от людей, ведь они ничем не отличались от гусей. «Там в земле гусей» люди их “съели». [7] Космос не только облагодетельствует землю, но придаёт смысл земному пространству: восток — это свет, запад — это знание, юг — это тепло, а север — это изобилие, но не только — а ещё и связанное с ним неравенство. У одних шаманов люди «голодны были, ничего не ели». У других шаманов «люди не голодают, все густо едят — диких оленей-то добывают, гусей-то добывают, всякую еду-то добывают». [8] У космических шаманов народ-то хорошо живёт.

[1] Миф о Дёйба-нгуо. = Мифологические сказки и исторические предания нганасан. Москва: главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1976. Страница 46-я.

[2] Здесь же, страница 49-я.

[3] Шаман на луне. — Здесь же, страница 61-я.

[4] Здесь же.

[5] Тепло. — Здесь же, страница 57-я.

[6] Здесь же.

[7] Полёт в землю Гусей-матери. — Здесь же, страница 60-я.

[8] Здесь же, страницы 60-я и 61-я.

Comments are closed.