Катится колесо

boris-rybakov-yazychestvo-slavianИзначально Перун был богом колеса — всего видимого пространства: «на замечательном «глиняном календаре» черняховской культуры» «день Перуна — 20 июля — отмечен огромным «громовым знаком», колесом с шестью спицами». [1] Но затем он, подобно Макоши, сделался только одним из богов пантеона князя Владимира 980 года, а впоследствии почти полностью был замещён Ильей Пророком. Богом одного сектора. Известно число, которому покровительствовал Перун — четыре: «у полабских славян» культ Перуна «отразился в названии дня недели четверга» — «перунова дня», что сближает Перуна с европейскими громовержцами, вроде Юпитера и Тора, священным днём которых тоже был четверг. В громовом знаке, который разделяет окоём на шесть секторов, сектор Перуна — четвёртый, то есть тот, который обращён на запад. И не случайно, ведь ближайшие родственники Перуна — это боги западных славян, балтов, кельтов и германцев. Для князя Владимира Перун — западный бог. Противоположный четвёртому первый сектор, именно сектор восток, должен занимать бог солнца. «Славянское имя божества солнца — Хорс» — указывает на то, что и Хорс, подобно Перуну, изначально был богом всего окоёма, если допустить, что его имя, производится от «хоро» и означает «круг», «окружность», «округу». «Хорс — «круглый» — божество солнца как светила», [2] а скорее, божество восходящего солнца. Таинственный Симаргл несомненно занимал сектор второй «громового знака», то есть юго-восток, в силу того, во-первых, что этот сектор указывает на Иран, ведь имя Симаргла иранское, а во-вторых, что Симаргл обладает явно выраженным свойством, связанным с числом два, — он «священный крылатый пёс». [3] Симаргл — двукрыл. Ни у одного другого бога пантеона Владимира не было такого признака, указывающего на юго=восточный сектор. Бог третьего сектора — Стрибог, имя которого явно указывает на его троичность, а вместе с тем на третий сектор — юго-запад — на Грецию. Три-бог, следует говорить: «Стрибог» — это «Бог-отец», [4] но тот бог-отец, которого можно понять только в отношении с другими двумя его сущностями. Свободным в «громовом знаке» остаётся только сектор пять, если предположить, что Макошь не мигрировала в него из сектора шесть, а Параскева Пятница ещё не могла воспользоваться своими отношениями с числом «пять». Бог, который мог занять сектор пять в пантеоне Владимира — это Дажьбог, такой же как и Параскева-Макошь «бог — податель благ». Дажьбог — солнечный бог, который в кругу других солнечных богов должен был уступить пространство в целом ради сохранения одного сектора. В каждой из частей «громового знака» происходило внутреннее движение: на место Перуна пришёл Илья, на место Дажьбога и даже Макоши — Параскева Пятница, но само пространство сохранялось независимо от того, какие боги его наполняли. От отношений бога с пространством зависело быть богу богом или не быть. Косвенно, на причастность бога громовому знаку указывает его связь с числом. Но число не главное. Пространство старше богов. Боги приходят и уходят, а пространство остаётся. И остаются направления.

[1] Борис Рыбаков. Язычество древних славян. — 3-е изд. — Москва: Академический проект: Культура. 2015. Страница 439-я.

[2] Здесь же, страница 455-я.

[3] Здесь же, страница 457-я.

[4] Здесь же, страница 454-я.

Comments are closed.