Сектор 5

boris-rybakov-yazychestvo-slavianБоги Владимира — секторальные. Они отличаются ответственностью, которую несут за стороны света. Движение, которое совершала в своём положении богиня Макошь не есть движение внутри иерархии, но только движение по окоёму. «На более раннем», чем пантеон Владимира, «Збручском идоле, с его сложной теологической композицией, богиня с рогом изобилия в руке”, в которой принято видеть Макошь, «изображена на главной лицевой грани истукана, а вооружённый Перун оттеснён на боковую грань по левую руку богини с рогом». [1] Но представление о главной или лицевой стороне — это представление современное. Боги Збручского идола и пантеона Владимира обращены ко всем сторонам света. То, что Макошь в пантеоне Владимира «оказалась на последнем шестом месте», [2] говорит не о её карьере, а о том, что Владимир делил пространство не на четыре стороны света, а на шесть. У каждой из шести сторон был свой бог. О связи Макоши и пространства говорит тот факт, что германская богиня Фрейя, которая вместе с Макошью входит в круг богинь плодородия, «как-то связана» с «солнцем» и «звёздами». [3] У Макоши тоже был свой сектор. Судя по списку, это сектор шестой. Если счёт направлений велся по солнцу, начиная с востока, то её сектор — северо-восток. Если Збручский идол был обращён лицом к востоку, то изначальное направление Макоши — восток. После падения языческого княжеского пантеона история Макоши и её отношений с пространством не прекратились. «Рассматривая крестьянские верования русского Севера в целом, мы видим, что пряха-Макошь является двойником (или, может быть, тенью) другой полухристианской, полуязыческой богини того же Севера — Параскевы Пятницы. Пятница тоже пряха, тоже следит за всеми женскими работами. Она требует неукоснительного повиновения и запрещает бабам работать в день, посвящённый ей — в пятницу». “Пятница почти полностью заслонила собой архаичную Макошь, от культа которой осталось лишь несколько поверий». [4] Число Параскевы — пять и сектор, при известных условиях, который связан с её именем — северо-запад. Наложение шестилепесткового громового знака и вышитого шестилепесткового русского календаря с обозначением языческих и христианских праздников, [5] если допустить, что январь указывает строго на север, показывает, что направление Параскевы — северо-запад, поскольку праздники Параскевы-Макоши приходятся на конец октября. Параскева и Макошь занимали, таким образом, всё направление север — и северо-восток и северо-запад. В пользу этого предположения свидетельствует и то обстоятельство, что культ Параскевы Пятницы был наиболее развит в Москве и Новгороде Великом, [6] то есть в северо-восточных русских землях. Макошь могла мигрировать из шестого сектора в пятый, менять зону ответственности и даже отношение к числу от «первого» збручских времён до «шестого» Владимира и «пятого» русского Севера. Вместе с ней должны были менять сектора и числа другие бога, ведь Макошь кого-то из них должна была подменять. Но сектор пять — это твёрдо.

[1] Борис Рыбаков. Язычество древних славян. — 3-е изд. — Москва: Академический проект: Культура. 2015. Страница 402-я.

[2] Здесь же.

[3] Здесь же.

[4] Здесь же, страницы 403-я и 404-я.

[5] Здесь же, страница 533-я.

[6] Здесь же, страница 405-я.

Comments are closed.