В страхе человеческом

Skazki i predaniia nganasanБог творит мир, как ремесленник делает вещь. И творит его для человека, а то и в страхе перед ним, как ремесленник работает, стараясь угодить покупателю. Хотя держится мир на том, каков бог — умный, трудолюбивый, любопытный, человеколюбивый или нет. «Земля когда родилась, гольной глиной была». [1] Моу-нямы (Земли мать) решила усовершенствовать её: «по этой глине — земли поверхности люди как ходить станут? Надо землю переделать, глину куда-нибудь спрятать». [2] Спрятала на дно реки. Людей ещё не было на земле, но, может быть, в каком-нибудь из предыдущих миров они уже были, иначе откуда бы Моу-нямы знала, что людям не нравится ходить по гольной глине. Туй-нямы (Огня мать) не знала. Она всё время удивлялась тому, «какая работа есть!», не знала, «что будем делать?» и не могла дать людям достаточного огня: «оу! Огонь! Почему ты такой тиховатый?». [3] Потому что у Огня хозяйки «ум будто короткий» [4] и она это признаёт. О недостатке огня думает Земли мать: «лес надо было родить, поставить. Попросили теперь другого бога и лес поставили. Русские родятся — пусть избы делают, самоди родятся, пусть шесты для чума делают. Русские, самоди пусть его топят. Тальником тоже надо топить. Самоди найдут тальник, русские не найдут, дровами только топить будут». [5] Но «сперва деревья сырыми были». «Так они гореть не могут, — боги говорят. — Сырое плохо горит». [6] Но они не знали об этом заранее, им люди сказали. А боги усовершенствовали для них лес: «деревья надо делать так: одну часть дерева надо сухими сделать, другую часть сырыми. Из сырых деревьев можно санки делать, сухие — пусть топят». [7] А это значит, что люди появились на земле раньше, чем высох лес, жили без огня или пользовались сырыми дровами. Хорошо, если это были сильные взрослые люди. Медведь, тоже бог, оставил в мире «мальчика и девочку, совсем маленьких, совсем голых. Они на улице играли и руками закрывались». [8] Они сделали себе жилище, но выпал снег и стало ясно, что дети к этому миру не готовы. «Пришёл медведь и унёс этих двух ребят. Унёс куда-то в свой дом». «Теперь ребята с медведем жили и до весны дожили». [9] А весной медведь собрал для них одежду, погладил по голове, ничего не сказал, «вывел на улицу и показал, куда идти». [10] Вторая попытка оказалась удачной. Дети выросли, дожили до старости, вырастили детей и от них «народ стал». [11] Мир этот удался. За это люди не едят медведей, потому что «чёрный медведь воспитал нганасан». [12] В хорошем мире люди не едят богов.

[1] Устроение земли. — Мифологические сказки и исторические предания нганасан. Москва: главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1976. Страница 52-я.

[2] Здесь же.

[3] Здесь же, страницы 52-я и 53-я.

[4] Здесь же, страница 52-я.

[5] Здесь же.

[6] Получение огня. — Здесь же, страница 53-я.

[7] Здесь же.

[8] О происхождении людей. — Здесь же, страница 55-я.

[9] Здесь же.

[10] Здесь же.

[11] Здесь же, страница 56-я.

[12] Здесь же, страница 57-я.

Comments are closed.