Знак богатства

boris-rybakov-yazychestvo-slavianИзвестны два цикла древнегреческих мифов, для которых характерна строгая пространственная ориентация: цикл мифов, посвящённых богиням Лето и Артемида, связанный «с севером, с гиперборейцами, жившими где-то на север от Греции». Пусть «локализация гиперборейцев, как и каждого мифического народа, очень запутанная и неопределённая, но само имя их показывает, что их реальный прототип находился где-то в направлении на север или на северо-северо-восток от собственно греческих земель». [1] Где-то на Дунае или в Крыму. Хотя по мере расширения греческого мира «местожительство мифического народа отодвинулось» от Дуная и достигло в конце концов Ледовитого океана. [2] Греки как будто всё время отодвигали гиперборейцев на границы своего мира. Но вполне возможно гиперборейцы сами отодвигались, расширяя свой собственный мир. Цикл мифов, посвящённый Деметре и Персефоне, связан с югом, с Критом. «Имя Персефоны не этимологизируется из греческого и, как полагают, принадлежит языку древнего, догреческого населения. Есть сведения, что ритуальная процессия в честь Деметры была учреждена ещё пелазгами». [3] Культ Артемиды на острове Делос в свою очередь поддерживался гиперборейцами, которые «издавна посылали на Делос посольства с приношениями». [4] Указанные мифологические циклы, следовательно, имели не только пространственную, но и политическую ориентацию. А это значит, если между славянами и греческим миром никогда не было «непроходимой пропасти», [5] что мифологические системы славян и греков тоже были близки, и следовательно «громовый знак», которым русские и белорусские крестьяне вплоть до нашего времени украшали свои избы, служил не только оберегом и розой ветров, но имел другое, более древнее значение  Возможно, каждый лепесток «громового знака» был знаком какого-либо бога, а вместе с ним какого-либо народа. В 980 году князь Владимир учредил «пантеон славянских богов и богинь», в который вошли «Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс. Симаргл и богиня Макошь». [6] Шесть богов для шестилепесткового громового знака. Пантеон Владимира был «стройной искусственной системой», [7] которую отличал «явно дружинно-княжеский подбор богов», [8] исключивший «такие устойчивые в народной среде божества как Род» «или Велес». [9] А это значит, что пантеон Владимира не был и в полной мере славянским. Боги, которые вошли в него, должны были оформить пространство, небо и землю, стянуть его, подобно тому, как это делали греческие боги, и в любом случае собрать дары. «Мать Артемиды, Лето, происходит из страны гиперборейцев, и именно оттуда она прибыла на юг в греческую зону». «Отцом Артемиды» «в позднее время» считали «даже гиперборейца Описа». [10] А за нею тянулись гиперборейцы с дарами. Конечно, расчёты князя Владимира вряд ли могли повлиять на смысл громового знака, который был значительно старше этих расчётов и пережил их, скорее наоборот, поскольку изначально он символизировал собой благоустроенное пространство, мир и богатство.

[1] Борис Рыбаков. Язычество древних славян. — 3-е изд. — Москва: Академический проект: Культура. 2015. Страница 374-я.

[2] Здесь же.

[3] Здесь же, страница 377-я.

[4] Здесь же.

[5] Здесь же, страница 370-я.

[6] Здесь же, страница 366-я.

[7] Здесь же, страница 369-я.

[8] Здесь же, страница 368-я.

[9] Здесь же.

[10] Здесь же, страницы 374-я и 375-я.

Comments are closed.