Книга

Zeev Bar-Sella. Aleksandr BeliaevРеконструкция человеческого тела, включая почти полное его исчезновение, не отменяет человека. Суть человека не отменяется и в связи с изменением среды обитания. Наконец, человек остаётся человеком после переделки сознания. Нет средств, чтобы отменить человека. Но потребность в том, чтобы «переделать природу и человека», «превратить человека в сверхсущество», [1] однажды возникнув, сохранялась на протяжении по крайней мере первой половины двадцатого века, и прежде всего потребность в переделке сознания, поскольку сознание казалось наиболее пластичной частью человека. За переделку его брались тайные учителя, использовавшие гипноз, снадобья и физические тренировки, и немалого добившиеся: их педагогика выдавала «истериков, каталептиков, припадочных разного вида и просто психически больных людей», [2] но одновременно поставляла «юношей-феноменов», которые «вырабатывали в себе сильные электрические заряды, зажигавшие лампочку накаливания, дающие крупные искры, окружающие ореолом их тела. Другие видели в темноте. Затем следовали специалисты иного рода: услышав несколько слов собеседника, наблюдая его лицо, движения, внешние признаки, они безошибочно рассказывали о ближайших событиях его жизни». [3] Высшим достижением являлась способность к левитации, то есть к полёту одним усилием мысли, а значит, левитацию следует понимать как феномен психический, но эта способность тоже не отменяла человека. Герой повести Александра Беляева «Ариэль», благодаря этой способности спасает ребёнка упавшего в колодец. И как будто обретает смысл для своей удивительной способности. «Ариэлю предназначена роль Спасителя. И теперь он пойдёт к униженным и оскорблённым, к самым последним из последних людей на земле — париям». [4] Но если и так, что к человеческой сущности он сможет добавить? Или что сможет от неё отнять? Ни тело, ни среда, ни сознание не исчерпывают человека, а левитирует как раз тело и сознание, но это обстоятельство и возмущает человека, поскольку он стремится измениться в своём существе, а средств, ведущих к этому у него нет. Александр Беляев написал свою книгу «под впечатлением от чтения Нилуса в 1917 году», когда ещё «теплилась надежда на то, что из мрака и крови всё-таки родится новый Спаситель», [5] и природа человека будет решительно изменена, но когда он опубликовал её надежд этих, казалось, уже не оставалось. И верно, если признать нового человека, то придётся признать и то, что Спаситель приходил, а его никто не видел. Но, может быть, он явился в виде книги.. Когда книга Александра Беляева в сентябре 1941 года поступила в продажу, «замкнулось кольцо блокады. И, значит, за пределы Ленинграда роман не вышел». «Так что массового читателя роман обрёл лишь с 1956 года. Но то был действительно массовый читатель». [6] И если читатель прочитал то, что написал писатель, то значит, читатель «Ариэля» согласился с тем, что новый человек создан. И Спаситель приходил.

[1] Зеев Бар-Селла. Александр Беляев. Москва. Молодая гвардия. 2013. Жизнь замечательных людей: выпуск 415. Страница 353-я.

[2] С.А.Нилус, цитата. — Здесь же, страница 344-я.

[3] Александр Беляев. Ариэль, цитата. — С.Н.Нилус, указание. — Здесь же, страница 345-я.

[4] Здесь же, страница 353-я.

[5] Здесь же, страница 355-я.

[6] Здесь же, страница 336-я.

Comments are closed.