Беспорядок — это душа

Gerbert Rid. Zelenoe ditiaЧеловек, попавший в мир Порядка, рано или поздно задумывается о душе. Миру Порядка известно только тело, включая чувства, но душа ему не известна, в противном случае это был бы уже не Порядок, а Хаос. «Ибо что такое хаос, как не материя, возмущённая нематериальными силами?» [1] Или, другими словами, что такое хаос, как не тело человеческое, возмущённое душой? «Это душа возбуждает наши чувства и заставляет искать духовных наслаждений. Однако нет иного удовлетворения, кроме физического, данного нам в определённой пропорции и неизменного». [2] Душа возмущает тело ради наслаждений, который она не может от него получить: «пока мы живы и душа возбуждает плоть, мы не знаем ни удовлетворения, ни покоя». Душа — «источник бесконечных бед». Она подвержена «болезням, что подстерегают нас на каждом шагу, на пути к истинному существованию». Душа «заражает нас любовью, похотью, страхами, причудами, гордыней». «Как часто она лишает нас воли!» «Душа всё время отвлекает, волнует, смущает, изумляет нас настолько, что мы уже не в состоянии различить правду». [3] Освободиться от души человек, обладающий ею, может «только при одном условии — если умрёт». [4] Тогда его тело «пребудет само по себе — свободно». «Избавившись от волнений духа, мы обретём совершенство и приобщимся к мировой гармонии, и на себе познаем закон материальной вселенной, которая и есть истина». [5] Пока же «сам Господь не освободит нас», обрести «чистоту» мы можем «лишь в состоянии духовного голода», поскольку «никогда так близко не оказываемся к совершенству, как в отсутствие каких-либо позывов души». «Хочешь добиться совершенного знание о каком-либо предмете — убей душу: только тело, лишённое чувств, в состоянии достичь состояния гармонии и совершенства». [6] Правда чувства требуют для себя переопределения. Любовь, хотя обычно она относится к чувствам и, во всяком случае, к следствиям души, не только принадлежит телу, но является одной из основ существования материального Порядка. И значит, она не требует для себя ни голода, ни, тем более, своего убийства. Любить можно без всякой оглядки на душу, хотя о технике духовного голодания и угнетении чувств можно только догадываться. Однако известно, что человек, обладавший душой, «в отшельничестве» «предавался двум занятиям: либо упивался стройностью линий, кристаллами и звонами, либо погружался в сладостное ожидание» [7] того времени, когда тело избавится от души и соединится со вселенной. Но без особой надежды на избавление от души при жизни: «совершенное знание — отнюдь не изменчивый процесс восприятия; это заключительная фаза бытия. Ничто не существует непреложно, кроме материи, и ничто не способно существовать вечно, кроме гармонически организованной материи». [8] Куда же девается душа? Возвращается в мир Беспорядка. Впрочем, для мира Порядка нет ни хаоса, ни души.

[1] Герберт Рид. Зелёное дитя: роман. Перевод Натальи Рейнгольд. Предисловие Пирса Пола Рида. Москва: б.с.г.-пресс. 2004. Страница 295-я.

[2] Здесь же, страница 294-я.

[3] Здесь же, страницы 295-я и 296-я.

[4] Здесь же, страница 296-я.

[5] Здесь же.

[6] Здесь же, страница 296-я.

[7] Здесь же, страница 294-я.

[8] Здесь же, страница 295-я.

Comments are closed.