Солнца славян

boris-rybakov-yazychestvo-slavian«В искусстве земледельцев-домоседов энеолитического триполья двойная линия земли-почвы всегда оставалась нижним пределом изображаемого мира» [1] А солнце трипольцев всегда находилась над поверхностью земли. Поверхность, вокруг которой движется солнце через неё не проникая, но время от времени скрываясь от глаз наблюдателя, является шаром. Земледельцы-домоседы могли довольствоваться представлением и об одном только полушарии. Возможно, трипольскую космологию излагает Козьма Индикоплов в «Христианской топографии», когда утверждает, что «солнце ночью заходило за огромную гору на севере земли и лишь поэтому скрывалось из глаз, и наступала ночь. Вечером солнце заходило за западную часть этой предполагаемой горы, а утром выходило из-за восточной, но всё время оно находилось над землёй». [1] «Огромная гора на севере» — северное полушарие. «Шаг назад», который делал Козьма Индикоплов по отношению к античным представлениям о шарообразности земли, заключался в том, что он не упоминал южную полусферу Земли. «Более широкое познание мира племенами конных пастухов и мореходов, привело к созданию новой, усложнённой картины мира», [2] представлявшейся славянам, которая основывалась на открытии «моря, окаймляющего ойкумену». [3] Поскольку из моря нельзя составить гору, но солнце за него заходило, значение солнца раздаивалось на солнце надземное, его тянула упряжка лошадей, и солнце надводное, его влекли утки. Земля становилась не полусферой, а сферой. Впрочем, славянские художники изображали землю прямоугольной, сохраняя, таким образом, символику древнего каменного века, когда пространство изображалось в виде квадрата, рассечённого четырьмя другими квадратами. Палеолитический квадрат имел значение окоёма, а в более позднее время — шара. Прямоугольная Земля на сербских, например, или русских прялках — это знак Земли шарообразной. Впрочем, к концу эпохи ручных прялок, которая завершилась только в прошлом веке, Земля изображалась уже в виде «серии бытовых сцен, связанных с девичьей судьбой». [4] Древнейший символ Земли был оставлен. Но вокруг Земли продолжали вращаться солнца. Они «чётко делились на два яруса». Солнца, находящиеся над землёй, и солнца находящиеся, под землёй. Не под поверхностью Земли, а с нижней её стороны. Одно солнце, однако, выносилось художниками из круга солнц далеко на «шейку» прялки — солнце «ночное подземное». [5] Но с этой характеристикой его трудно согласиться. Оно не ночное, не то, что освещает другую сторону земли, а именно подземное, находящееся под поверхностью земли, внутри Земли, и оно неподвижно. Художники фатьяновской культуры изображая это солнце на дне погребальных сосудов со стороны, обращенной к земле, не противопоставляли его «верхнему дневному солнцу», [6] которое не изображая вовсе. Подземное солнце не имеет отношения к солнцу дневному или ночному. А это значит, что славяне четыре тысячи лет назад имели представление не только о внешней форме земли, но о её внутреннем устройстве, — есть солнце дневное-ночное и есть солнце подземное, — и сумели сохранить его до наших дней.

[1] Борис Рыбаков. Язычество древних славян. — 3-е изд. — Москва: Академический проект: Культура. 2015. Страница 248-я.

[2] Здесь же, страница 247-я.

[3] Здесь же, страницы 245-я и 246-я.

[4] Здесь же, страница 255-я.

[5] Здесь же, страница 252-я.

[6] Здесь же, страница 256-я.

Comments are closed.