Повесть о настоящем человеке

1-gennadij-gor-korova-1Мы не можем ждать милостей от истории. Если история не даёт нам исторических событий, то мы должны создавать их сами. Впрочем, когда мы эту потребность осознаём, кто-то уже трудится над событиями. Но кроме событий, нам необходим настоящий человек, — можно назвать его мессией, но это имя слишком громкое, — хотя иногда кажется, что настоящий человек уже здесь. На предположение, что настоящего человека ещё нет, есть достаточно примеров противоположных: «А ты посмотри на меня, прошу тебя». «Я пью кровь из-под быка. Я дышу. Я держу рыбу в руке и слышу, как она бьётся. Я беру бурята за кушак, самого здорового своего друга, и перебрасываю его через голову. Урядник, завидя меня, переходит на другую сторону». [1] Да, это человек! Но всё-таки не настоящий человек, пусть человек изрядный. Обида — чувство человеческое, но оно выявить человека не помогает: «Я захотел пахать. Я едва не побил хозяина. Я ушёл к тунгусам. Не боясь оспы, я перевозил людей во время эпидемии». Это ли не человек? Говорят: нет. «Я обижен. Если я не человек, то кто же человек?» Настоящий человек — «политический Стругацкий». «Вот человек!» [2] Но у него и ему подобных людей есть особенность, которая делает их не вполне настоящими — это всё народ «отобранный», «образованный», «а ты мне покажи незаметного, чтобы, как я, был человеком». [3] Как я, но настоящим. Общая ошибка тех, кто ищет, состоит в том, что настоящего человека можно отличить по виду: «мне думалось, что я найду и отличу настоящего человека по внешности. Он должен иначе говорить, не так смеяться и, возможно, не так ходить». [4] Но настоящий человек не находился: если даже дела не отличают его, то внешность и подавно: «китаец Фан-чин — настоящий человек? Нет. А портной Шолом?» [5] “А пушник Шестёркин, отец Зуси, настоящий человек, нет?» [6] Находится немало людей, в которых можно увидеть настоящих людей, но в них нет какой-то малости, чтобы можно было увериться в них до конца: «какое из кого проистекание» [7] — так можно отличить настоящего человека. Но что такое «проистекание», пусть о нём сказано как о чём-то само собой разумеющемся, не известно. Найти настоящего человека не получается до тех пор, пока не появляются те, кто относится к истории как к чему=то такому, что можно создавать своими руками. Появляются те, кто творит революции, преобразует общества, создаёт государства, начинает и завершает войны. Они-то, конечно, видели настоящих людей? Нет, не видели, но и видеть не надо, потому что «настоящим человеком будешь ты». «Мы сделаем его из тебя». [8] Трудно этому верить, пока на самом деле не сделают. Из тебя!

[1] Геннадий Гор. В городке Студёном: повесть. — Геннадий Гор. Корова: роман, рассказы. Предисловие Андрея Битова. Москва: Издательство Независимая Газета. 2001. Страница 276-я.

[2] Здесь же, страница 277-я.

[3] Здесь же.

[4] Здесь же, страница 282-я.

[5] Здесь же, страница 278-я.

[6] Здесь же, страница 282-я.

[7] Здесь же, страница 277-я.

[8] Здесь же, страница 295-я.

Comments are closed.