К змеиному царству

Alfred Deblin. Gory moria i gigantyЧеловек хранит, передаёт и накапливает жизнь, основываясь на том, что «мир — живое существо». [1] Человек живёт внутри жизни. Мир благоволит человеку, потому что человек, благодаря своим способностям, жизненнее мира. Человек тёплый и светлый. Мир прислоняется к нему, как человек к свече. Человеку трудно отделить свою жизнь от жизни вообще, ведь он так же жив как всё остальное. Человек отделяется не как жизнь, а как энергия, её сгусток. Недостаток энергии угнетает человека. Достаток — позволяет развиваться, распространяться и изменяться. Но человек умеет накопить такое количество энергии, с которым не знает, что делать. Человек увеличивается в размерах. Задевает головой облака. Он обладает несколькими телами, меняя их как одежду. Но не знает, на что их потратить: «Не устроить ли нам новую Гренландию?» «Скомкаем земной шарик». «Не наслать ли нам на Европу море? Не сдвинуть ли Северный полюс к Экватору?» «На север! Все силы бросить на север!» Чтобы снова наслать «на землю чудищ». [2] И снова их победить. Люди, знающие избыток энергии, не могут найти смысла для своих сил. Они набрасываются на города обычных людей, но не обретают его, ведь они помнят, что когда-то тоже были обычными людьми. В конце концов, увеличившись настолько, что стали частью земной геологии, они, «медленно оседая, распадались на леса и горы». [3] “Сквозь них прокладывали себе путь шумные горные речки». [4] Человеческое сознание ускользнуло от них. Известно, что гиганты стали следствием череды великих научных открытий и революций в промышленном производстве, позволивших человеку получать, передавать и хранить энергию в любых количествах. Человеку понадобилось ограничить самого себя. Источник энергии человека не должен быть больше поля, которое он способен обработать своими руками. Хранилищем энергии должно быть тело человека. Передавать энергию, а с нею жизнь. следует при помощи прикосновений. Люди, возложившие на себя ограничения, назвались змеями. «Змеи пытались достичь состояний душевной уравновешенности», отказавшись от жизни в городе, минерального питания и достижений науки. Но они «не просто любовались» «холмами, недавно расчищенными пахотными участками, деревьями, не просто вкладывали все силы в работу, но учились относиться с такой же самоотдачей друг к другу». Они заново узнали о том «таинственном смятении, которое одно тёплое человеческое тело вызывает в другом. Стоило им начать извиваться, и они исчезали — отправляясь в путешествие или странствие, как они говорили». Они верили, что их «тёплые хижины, построенные из дерева», «пользуются» «особым покровительством змей». Из всех достижений прошлого они пользовались только браслетом в виде змеи, который носили «на голой лодыжке», [5] и который служил им предохранителем против излишней энергии. Человек мог быть избавлен от него в наказание. А вместе с ним — от простого змеиного счастья переживать энергию в самых малых её долях.

[1] Альфред Дёблин. Горы моря и гиганты: роман. Перевод Татьяны Баскаковой. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха. 2011. Страница 594-я.

[2] Здесь же, страница 648-я.

[3] Здесь же, страница 662-я.

[4] Здесь же, страница 659-я.

[5] Здесь же, страница 360-я.

Comments are closed.