Ужиная эпоха

boris-rybakov-yazychestvo-slavianВысшая идея, которой достигла мысль земледельцев триполья, — это идея движения. «Древним мыслителям удалось не только дать вертикальный разрез мира в том виде, как они его понимали, но и вложить в эту статическую картину динамическое начало: дожди падают, семена прорастают, солнце совершает свой непрерывный бег». По своему обыкновению мы подменяем идею Движения «идеей Времени», «столь важной для земледельцнв». [1] Но Время только проявление движения. Оно сосредоточено на ритме, на фазах Луны или Солнца, на смене времени суток или года. Однако идея движения состояла в том, что нечто может изменять своё положение в пространстве не имея для этого приспособлений. Так движется Солнце, Луна и так движутся ужи. Культ ужей, характерный для земледельцев, объясняется именно этим, поскольку те особенности, которыми принято его объяснять, не уникальны: ужи охраняли дом подобно кошкам и собакам, они выходили на поверхность земли весной и уходили с неё подобно многим другим животным, они были спутниками человека, а человек никогда не бывает один, но при этом только они умели двигаться не имея для этого приспособлений. Ужи стали символами движения как такового. Развитие ужиного орнамента указывает на это. Известен орнамент составленный «из змеиных клубков, обегающих всё тулово» расписных «сосудов». [2] Затем клубки обратились абстрактным спиралевидным узором, а там «самым заметным и самым устойчивым элементом трипольского орнамента, идущим от начала этой культуры и почти до её конца» — «знаменитой обегающей спиралью», [3] — когда в клубок змей оказывается заключено солнце. Солнце движется не само по себе. Его движет ужиная сила. Древние мыслители размышляли и о той силе, которая противодействует движению, поскольку «широко применяется негативный способ изображения змей, когда рисованный красный контур разной толщины образовывал не туловища их, а лишь пространство между ними. Сами же змеи образованы оконтуренным светлым фоном глины сосуда». «Иногда образуются два непрерывных ряда змей: один — позитивный, а другой — негативный». [4] Символ позитивного движения — уж, негативного — гадюка. Трипольцы во всё время существования своей культуры размышляли над идеей Движения. Как только они практически ею овладевают, размышление это в старых формах прекращается. «Роспись упростилась, схематизировалась, старые представления ещё существовали, но нового в росписи появлялось мало». В хозяйстве усилилось «скотоводство, и в частности коневодство». [5] Часть трипольцев пересела на коней и отправились на восток, во всяком случае «при решении вопроса об исходной позиции индо-иранцев в их последующем движении на восток нельзя исключать из рассмотрения область трипольской культуры». [6] Всадник — это исполненная идея Движения, но далеко не вся. Клубки ужей, оплётшие солнце, предвещали, а, может быть, и сопутствовали идее колеса и колёсной повозки. Мир, созданный трипольскими художниками, испещрён линиями дождя, борозд и, возможно, колей, оставленных повозками. Мечтай! Всё, о чем мечтают люди, сбывается.

[1] Борис Рыбаков. Язычество древних славян. — 3-е изд. — Москва: Академический проект: Культура. 2015. Страница 209-я.

[2] Здесь же, страница 199-я.

[3] Здесь же, страница 206-я.

[4] Здесь же, страница 208-я.

[5] Здесь же, страница 219-я.

[6] Здесь же, страница 220-я.

Comments are closed.