Легенда

Sergei Toroptsev. Li BoТвори легенду о себе сам. Не каждому человеку это по силам, но если не создашь, никто не сделает это за тебя. Враги не поленятся. И дело не только в делах. Нужны верные слова. Легенда о Ли Бо существует вот уже почти полторы тысячи лет. За это время она много раз «пересоздавалась», «потомки отфильтровали оценочный и эстетический подход» и «добавили» в неё «немало прелестных деталей», [1] но покоится она на том, что говорил о себе Ли Бо. Уже «в первоначальных оценках» творчества поэта и его жизни «присутствовало слово ци», то есть «удивительный, чудесный, исключительный». [2] «Чудесное» проистекает из «Небесного гения», «Небом данного гения», а тот в свою очередь из представления Ли Бо о своей связи с «Золотой звездой Тайбо». [3] Первым о «Небесном гении» начал говорить Ду Фу, который слышал эту легенду от самого Ли Бо, но за ним последовали «бесчисленные множества» почитателей поэта. Небесное сопутствует лёгкости, с которой творил Ли Бо: «Ли Тайбо выпьет доу вина, тут же возьмётся за кисть — и сто стихов готовы, а Ду Фу долго вздыхает, правит — и одного слова не завершит». [4] Лёгкость — категория положительная, но возникает она не столько из количества написанного, сколько из содержания мысли поэта: «его слова летят за пределы и Земли и Неба», «его мысль летит в пространстве духов и божеств». [5] Ли Бо называл себя «Отшельником Синего Лотоса», «Низвергнутым святым», «Низвергнутым святым, отшельничающим у Золотых ворот дворца» и именно прозвание «Низвергнутый святой» стало иносказанием для его имени. Находились люди, готовые шутить над этим прозванием поэта, но на его легенде это не сказалось. И в любом случае, «подтекст этого прозвания «низвергнутый святой» проистекает из самооценки Ли Бо». [6] Ещё одно имя поэта — «гений вина» — имеет корни не столько в вине, сколько в тех преувеличениях, на которые Ли Бо был горазд: «триста чаш одним глотком» и тому подобное. [7] Ли Бо, конечно, испытывал практическую потребность в легенде. Он создавал её для своих нужд, может быть, и не думая так о потомках, как нам сейчас кажется, поскольку будучи служивым он «не служил официально». [8] И это противоречие надо было объяснять. Ли Бо создал легенду, благодаря которой не только современник, но и потомки видят в нём «высокого мужа», «низвергнутого святого» и «святого вознесшегося», но легенду о своём вознесении на спине кита создал тоже он. Во всём Ли Бо бежал заурядности. Правда он создавал легенду не только для себя, но, имея «склонность к «сотворению Поднебесной», [9] — для империи. Легенда империи тоже удалась.

[1] Лян Сэнь. Легендарный Ли Бо и легенды о Ли Бо. — Сергей Торопцев. Ли Бо: Земная судьба Небожителя. Москва: Молодая гвардия. 2014. Страница 279-я и далее.

[2] Здесь же.

[3] Здесь же, страница 282-я.

[4] Ло Дацзин, цитата. — Здесь же, страница 280-я.

[5] Ду Фу, цитата. — Здесь же.

[6] Здесь же, страница 281-я.

[7] Здесь же.

[8] Здесь же, страница 282-я.

[9] Здесь же, страница 283-я.

Comments are closed.