Навстречу культурному герою

1-gennadij-gor-korova-1Победитель — всегда культурный герой. Нельзя победить, не принося новые вещи и навыки. У вещей и навыков бывает разное значение. Тот, кто принесёт письменность, останется победителем на тысячелетия, тот, кто принесёт новый фасон платьев — на месяцы. Победитель, который думает о сохранении своего положения, не упускает возможности напомнить о вещах, которые он принёс. Считается, хотя не он эти вещи изобрёл, что без его победы этих вещей не было бы. Между тем, они, хотя о них ничего не было известно, уже были необходимы. Люди загодя ждут новые вещи и того, кто их принесёт. «Они появляются не все вместе, а постепенно, одна за другой, вперёд более необходимые, потом менее необходимые. Но все они появляются потому, что они необходимы». [1] Необходимость, конечно, не есть знание, но только готовность и не всегда осознанная усвоить новое. Когда культурный герой «по утрам» выходит «на крыльцо чистить свои зубы» зубной щёткой, «у нас не только ещё никто не чистил зубы, но и не имел представления о зубной щётке». [2] Культурный герой не объясняет, что он делает, подаёт пример, однако, если такая необходимость возникает, чистит зубы критикам насильно. Но, когда был привезён «целый воз зубных щёток», и «весь колхоз начал чистить себе зубы», [3] критиков не стало. Вместе с зубными щётками возникают «большие часы», «громкоговоритель», «рубашки городского покроя, сорочки, книги, кино», «носовой платок», а также «футбольный мяч». Новые «вещи изменяли человека, как человек изменял вещи», [4] хотя правильнее говорить, что вещи выявляли человека. Как только «парнишка, тот, что был в сапогах», [5] пнул ногой загадочный мяч, который не годился ни для лапты, ни для игры рукой, стало ясно для чего он нужен, и «стихийно стали создаваться правила», «сами собой создались две партии, двое ворот, два вратаря» «и та игра, которую создали деревенские ребята, никогда не видавшие как играют в футбол». [5] Правда, за провинности они не назначали штрафные, а просто изгоняли провинившихся с поля. «Что ж из этого. Мы её придумали сами. И вот играем». [6] Как будто самая главная новая вещь — это трактор: тот, кто принёс с собой трактор, мог чувствовать себя победителем десятилетия, но тот, кто принёс футбольный мяч — столетия. Новые вещи связываются с исчезновением предметной живописи. Вещь — не предмет. Вещь выявляет и развивает человека, а предмет требует, чтобы его самого выявляли и развивали. Вещь по отношению к человеку выполняет ту же работу, что и живопись по отношению к предмету. Но если предметом живописи становится человек, то живопись и вещь оказываются соперниками. Отказ от изображения предмета показывает, что вещи выявляют и развивают человека значительно лучше, чем искусство. Культурный герой, приходи снова.

[1] Геннадий Гор. Корова: роман. — Геннадий Гор. Корова: роман, рассказы. Предисловие Андрея Битова. Москва: Издательство Независимая Газета. 2001. Страница 83-я.

[2] Здесь же, страница 84-я.

[3] Здесь же, страница 87-я.

[4] Здесь же, страница 90-я.

[5] Здесь же, страница 89-я.

[6] Здесь же, страница 90-я.

Comments are closed.